• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: архив АП

7,6

тысячи человек работает на предприятиях машиностроения. Это составляет 16 процентов от всех занятых в промышленности Амурской области

— Машиностроительный комплекс  — базовая отрасль экономики области — является многопрофильным сектором индустрии. Сейчас машиностроение занимает 7% в объеме промышленного производства Амурской области. Выпуск продукции предприятиями составляет ежегодно порядка 7 миллиардов рублей, — рассказывает министр  экономического развития Приамурья Василий Орлов.  

Еще в 2006 году машиностроители давали 5,2% от общего объема промышленной продукции. Хотя до кризисных времен в 1990 году — 18,7%. В этом году заводы, можно сказать, ожили после падения, которое произошло в прошлом году по сравнению с рекордными показателями  2011—2012 годов. Как объясняют специалисты, тогда подъем   объяснялся масштабными объемами выпуска машин, в основном комбайнов, которыми сейчас амурский рынок уже насытился.  

Основной проблемой  предприятий в сфере машиностроения и металлообработки является отсутствие заказов. Сейчас мощности заводов загружены менее чем на 40 процентов. 

Так, за январь — июнь этого года производство готовых металлических изделий увеличилось  по сравнению с аналогичным периодом 2013-го в 3,7 раза. Показатели улучшились благодаря Благовещенскому ремонтно-механическому заводу, который солидно нарастил выпуск металлоконструкций для золотодобывающих предприятий области. Больше произведено машин и оборудования  — рост в 1,8 раза. Это достигнуто за счет ОАО «Бурея-кран», который поставляет  крановую продукцию для  строительства космодрома  Восточный.  Показатели производства  электрооборудования выросли в 1,5 раза — объемы обеспечил Благовещенский электроаппаратный завод, увеличив выпуск силовых выключателей и разъединителей.

Большие надежды возлагаются на строительстве космодрома. Сейчас контракты имеют «Амурский металлист», «Амурдормаш» и «Бурея-кран». Последнее предприятие причастно к космической стройке с 2013 года.

— Для нас это очень ощутимый заказ! — рассказал АП  и. о. генерального директора предприятия Александр Кондратьев. — Он занимает до 50 процентов нашего производства. Мы изготавливаем и поставляем крановое оборудование и металлоконструкции. Наша продукция используется на участке длинномерных грузов — площадке, куда поступают грузы для стройки и где идет комплектация. Мы не только изготавливаем, но и также занимаемся монтажом, чтобы сдать объект под ключ.

Загруженность ощутили рабочие, ведь на заводе сдельная оплата труда. Как отметил руководитель, если сравнивать с 2012 годом, зарплата выросла минимум в два раза. Всего на предприятии  трудится около 360 человек. Выросли и налоговые поступления в бюджет. Крановщики обещают и в следующем году наращивать производительность.

—  Останавливаться нельзя. На следующий год будем продолжать участвовать в торгах, чтобы участвовать в работах на строительстве космодрома. Конкуренция большая, пока завод отстаивает позиции. Сейчас разрабатываем и новые направления — изготовление металлических емкостей, которые пользуются спросом на Дальнем Востоке и в Сибири, — обрисовал перспективы и.о. гендиректора ОАО «Бурея-кран». — Пытаемся развить машиностроение, мы можем выпускать большой спектр продукции — напольное оборудование, определенные машины для добычи угля. Может, со временем будем производить башенные краны для строительства. 

На главную стройку страны наши предприятия изготавливают и поставляют  крановое оборудование и металлоконструкции.   

На Благовещенском ремонтно-механическом  заводе объемы  с каждым годом увеличивают  благодаря золотодобытчикам: катают шары для шаровых мельниц золотоизвлекательных фабрик. Они составляют более 50 процентов всего объема производства, остальное — нестандартное оборудование, запчасти. «Каждый год мы осваиваем новые виды продукции, всего выпускаем порядка 800 наименований, — говорит главный инженер   Евгений Ефремов. — Работой нас полностью обеспечивает УК  «Петропавловск» (золотодобытчики купили предприятие 6 лет назад. — Прим. АП). — Главные потребители — рудники Маломыр,  Покровка и Албын». 

К  празднику завод подходит с хорошими новостями. Сейчас здесь заканчивают реконструкцию сборочного цеха, закупили новейшее сварочное оборудование, поменяли вентиляцию — все это для улучшения условий труда сотрудников.

Спад объемов в этом году отмечен в производстве транспортных средств и оборудования — на 35%. Снижение связано с сокращением объемов ремонта железнодорожного подвижного состава и переоборудования платформ для перевозки крупногабаритных контейнеров и большегрузной техники на Свободненском вагоноремонтном заводе, в филиале ООО «Трансвагонмаш». Последние два года политика РЖД изменилась — железнодорожники предпочитают заменять изношенные вагоны на новые, а не ремонтировать. Однако предприятия планируют освоить новые виды работ и уже получили лицензию.

3,5

миллиарда рублей — объем продукции, произведенной предприятиями машиностроительного комплекса за 6 месяцев этого года.

— Основной проблемой амурских предприятий в сфере машиностроения и металлообработки является отсутствие заказов, — отмечает глава минэкономразвития Приамурья Василий Орлов. — В настоящее время производственные мощности заводов загружены менее чем на 40%. Машиностроительным предприятиям области сложно конкурировать с представителями центральных регионов России, а также с продукцией, импортируемой из стран АТР, которая является более высокотехнологичной и менее дорогостоящей. Тем не менее мы рассчитываем на максимальное привлечение потенциала регионального машиностроительного комплекса при реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе строительства космодрома и газопромышленного кластера. По итогам года показатели объема произведенной продукции в целом по машиностроительному комплексу должны значительно превысить  прошлогодние цифры и достигнуть  результата 2012 года. 

Как ожидают в министерстве, только по металлургическому производству и выпуску металлоконструкций будет рост в 2,5 раза. Кроме того, статистика не учитывает данные о производстве для нужд гособоронзаказа — они считаются секретными. Поэтому цифры ниже, чем в реальности выпускают наши машиностроители. Такие контракты имеют судостроительный завод , 560-й  бронетанковый ремонтный и 19-й Центральный автомобильный ремонтный заводы. 

Для стабильного развития отрасли правительством области оказывается всесторонняя  поддержка, в том числе в виде предоставления предприятиям государственных гарантий, налоговых льгот и различных видов субсидий.

Машиностроительный комплекс в Приамурье: 251 предприятие (11 из них — основные), 249 индивидуальных предпринимателей

ВЛАСТИ НАЗВАЛИ ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ

В преддверии Дня машиностроителя областное правительство подвело итоги конкурса «Лидер машиностроительного комплекса в Амурской области». Власти оценили работу предприятий в 2013 году, три завода, добившиеся наилучших показателей,  стали победителями. 

В номинации «За динамичность в развитии» звание победителя завоевал   Благовещенский ремонтно-механический завод. Предприятие ежегодно наращивает объемы промышленного производства, ведет работу по модернизации основных цехов и участков, осуществляет подготовку специалистов. Только за 2013 год объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза, в 2 раза увеличены налоговые отчисления в областной бюджет.   

Шимановский машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» назван лучшим в номинации «За освоение новых технологий». Предприятие сотрудничает с ведущими производителями сельхозтехники Республики Беларусь. За последнее время с учетом сформировавшегося спроса среди аграриев завод значительно расширил список продукции, которая сходит с конвейера. Сегодня «Кранспецбурмаш» выпускает 5 видов зерноуборочных комбайнов, 3 вида энергонасыщенных тракторов, а также почвообрабатывающие посевные агрегаты. Сельскому хозяйству поставлено более 600 единиц комбайнов амурской сборки. Более 50% урожая на территории области ежегодно  убирается комбайнами шимановской сборки.

В  номинации «За высокую инвестиционную активность» отмечено старейшее предприятие области — судостроительный завод имени Октябрьской революции. Судостроители модернизируют производственные площади цехов и участков. Для этого приобретено и установлено новое оборудование на сумму более 50 миллионов рублей. Благодаря реализации инвестиционного проекта заводу удалось снизить затраты на производство и войти в число прибыльных предприятий. Сейчас судостроители заняты выполнением государственного оборонного заказа.

Также лучшим работникам отрасли вручат более 50 грамот министерства экономического развития области, благодарностей губернатора, Заксобрания и мэра Благовещенска.   

Объем отгруженной продукции предприятиями машиностроительного комплекса

2008  —3,7 млрд. рублей

2010 — 3,9  млрд.   

2012 — 6, 3 млрд.  

2013 —4,  8 млрд. 

С ПРАЗДНИКОМ!

Министерство экономического развития Амурской области поздравляет победителей конкурса и всех машиностроителей с профессиональным праздником! Именно профессионализм, научный и технический потенциал работников промышленной сферы области, преданность любимому делу позволяют успешно развивать важнейшую отрасль. Выражаем искреннюю благодарность всем работникам машиностроительного комплекса, особенно ветеранам, за многолетний и плодотворный труд  и достойный вклад в укрепление экономики Амурской области и всей России. Уважаемые машиностроители! Желаем вам достижения  целей, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне.

Возрастная категория материалов: 18+