• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев

Говорят, старшеклассники называют его Сан Санычем. Но ученики 8-го «Г», на уроке у которого мне предстоит присутствовать, величают честь по чести — Александром Александровичем. «13—14 лет — самый сложный возраст, — признается он перед началом занятия. — Они уже начинают показывать характер, делать не как требуется, а как им хочется. С начальными классами в этом смысле проще — они как пластилин».

Александр Апасов — один из пяти учителей физкультуры школы № 2, у каждого из которых — своя специализация. Кто-то занимается баскетболом, кто-то ведет секцию кэндо. В его ведении — волейбол, ориентирование и с недавних пор аэробика. В тесной физкультурной компании трое мужчин и две дамы. Несмотря на то что ему самому любовь к физкультуре привила женщина-педагог, а потом и пригласила его на свое место в родной школе, Александр считает, что физрук — мужская профессия.

 — Мужчину лучше слушаются, — поясняет он. — И я всегда могу сам показать любой прием.

Появление в спортзале фотокора АП Андрея Оглезнева с камерой вызывает переполох в нестройных девичьих рядах. «А что, и снимать будут?!» — переживают девчонки, явно не готовые к фотосессии. После улегшегося волнения под чутким руководством учителя 8-го «Г» дети начинают разминку.

До боли знакомое «встаньте на носочки… на пяточки!» возвращает меня во времена моей учебы, когда «физ-ра» была предметом, мягко говоря, малопочитаемым. Особенно среди старшеклассников, которые бегали не по команде учителя — а от него. Прогульщики и сейчас никуда не делись, но теперь с ними работает специальный человек — социальный педагог.

Время урока пролетает незаметно, и вот уже девчонки и мальчишки расхватывают скакалки, чтобы сдавать нормативы по прыжкам. Во время сдачи сам учитель демонстрирует чудеса прыгучести, обскакав всех конкурентов. «Кто побьет мой результат — получит дополнительную оценку. Так я даю им стимул, добавляю азарта», — улыбается Апасов. Свою задачу он видит в том, чтобы воспитывать здоровое поколение, а заинтересованность — первый шаг к спорту.

Насколько азартной делает игру участие в ней учителя, становится понятно в конце урока, когда ребята начинают «Перестрелку». Правила игры просты: выбивай мячом участников команды противника и выкупай своих выбитых игроков. Гелиевые мячи, которыми они швыряютдруг в друга, свистят над моей головой как снаряды. В толпе вместе со всеми носится педагог. На разгоряченных лицах мальчишек и девчонок читается, что выбить его — особый почет и удовольствие, так же, как и быть выбитым им. Игра на площадке кипит так, что сидящие на скамье у входа освобожденные от занятий одноклассники с трудом сдерживаются, чтобы не рвануть в эту воюющую толпу. Через 15 минут «Перестрелка» закончена: жертв нет — одни победители.

Очарованные гаджетами

После звонка Александр рассказывает, что в его годы детей с ограничениями по здоровью было значительно меньше.

— Сейчас очень много таких, кто занимается на спецгруппе. Дети чаще болеют, получают освобождения. Может, потому, что медицина вышла на другой уровень и теперь все лучше диагностируют. Абсолютно здоровых сейчас нет, — констатирует учитель. — Это замкнутый круг: дети болеют, получают освобождение, снова болеют. Это значит, что нужно больше заниматься с ними, закаливать. А родители не понимают этого, зачастую они даже сами не против, чтобы ребенок не занимался, а сидел на скамейке.

Свою роль играет и то, что современные школьники предпочитают подвижным играм компьютерные.

— Это другое поколение — мы бежали на физкультуру, а они сидят в интернете. В школе на перемене бегают и играют только первоклашки, даже третьеклассники уже сидят в телефонах, — сетует он. — К тому же большинство секций сейчас стали платными, и значит, недоступными для многих. Возвращение норм ГТО — хороший выход, люди здоровее станут.

Сам Александр за компьютером может высидеть от силы час — да и то только за обработкой фотоснимков. Он увлекается фотографией и в свободное время подрабатывает съемкой семейных торжеств.

Физрук. Без вариантов

В свое время он не прогулял ни одного урока физкультуры. Вспоминает, что бежал на занятия как сумасшедший. Бывало, занимался даже босиком, если забывал «сменку». Поэтому сейчас, несмотря на свойские отношения, «откосить» от его урока не получится — даже железная, казалось бы, отговорка — «забыл форму» — не сработает. «От «Кросса наций» у нас остались футболки — мы их выдаем в случае необходимости», — улыбается Апасов.

За плечами у него 12 лет карате, ради занятий которым его семья переехала из Завитинского района в областной центр. Судьбу сына тогда, больше 10 лет назад, определил отец.

— Он сразу сказал мне — пойдешь в физкультурный техникум, это не обсуждается. Он мечтал, чтобы я был спортивным, — рассказывает Александр. — Мы жили в Иннокентьевке, и там со мной занимался тренер по карате. Когда он переехал в Благовещенск, отец принял решение переехать следом — чтобы я продолжал заниматься карате, а сестра — танцами. Я рад, что отец принял такое решение. Школа — это мое.

Те, кого ему удалось заинтересовать спортом, редко просиживают уроки физкультуры на скамье. Уже третий год он ведет в школе секцию волейбола, полтора года назад увлекся спортивным ориентированием. Сначала просто возил детей на занятия к другому тренеру. А потом сам ушел в это с головой. И теперь вместе со своей командой из двух десятков человек старается не пропускать ни одних соревнований. Месяц назад они побывали в Белогорске на дальневосточных состязаниях, где конкуренцию им составили команды из Хабаровского края и ЕАО. На этих выходных ребят ждет турнир в Свободном. Каждую неделю команда отправляется за город на выездные тренировки — в лесу или на турбазе. Зимой школьники занимаются лыжным ориентированием, а летом сплавляются вместе с учителем на байдарках и участвуют в велопоходах.

— Весной я участвовал в городском этапе общероссийских соревнований «Азимут» и занял там первое место в велозаезде и второе — в беге. Ребята гордились мной, и это было самое приятное, — вспоминает учитель. — Я с ними везде езжу, поэтому они меня слушают. Я живу детьми. У меня даже семьи пока нет. Она бы многое перечеркнула — тренировки, поездки.

Совсем недавно он по просьбе учеников начал вести секцию по аэробике, которую осваивает по ходу дела вместе с ребятами.

Главный козырь — уважение

«В нашей профессии брать надо уважением — криком ничего не добьешься», — раскрывает главный секрет своей работы педагог. Следуя простому закону, утверждающему, что лучший способ управления этой армией открытых сердец — собственный пример, он на своем примере доказывает, что добиться этого уважения нетрудно, если любишь свое дело по-настоящему.

— Хобби — это любимое занятие. А мое хобби — это работа. Я в школу иду с улыбкой. Никакой дополнительной нагрузки, чтобы оставаться в форме, мне не надо — я же каждый урок с ними прыгаю и бегаю, — смеется он. — Когда после года работы в школе меня забрали в армию, я отслужил три месяца и начал видеть школу во сне. Я вспомнил все классы, у которых вел занятия, — так скучал! Они мне в армию письма писали, присылали свои фотографии. А когда вернулся, в первый же день пошел в школу — а там пожарная тревога, и все высыпали мне навстречу и шепчутся — «это тревогу объявили, чтоб все Александра Александровича увидели».

Он признается, что никаких трудностей в своей работе не видит — одно удовольствие. Правда, участие в конкурсе «Учитель года» ему далось нелегко.

 — Нужно было столько всего выучить, хорошо подготовиться. Я очень волновался. В ночь перед своим уроком спал всего полтора часа. Даже носки разные надел — так переволновался! — вспоминает он.

Тягаться с литературоведами и историками для молодого педагога было в новинку.

 — Они привыкли к дискуссиям. А у нас какие дискуссии — одни команды! — смеется Александр.

Умение дискутировать и теоретическая подготовка, несомненно, важны, но в работе с детьми на первый план выходит что-то другое. То, благодаря чему Александр Апасов на городском и областном конкурсах получил приз именно детского жюри, у судей которого один, но самый непогрешимый критерий — искренность.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

1. Перед областным конкурсом «Учитель года» амурские педагоги сами сели за парты

2. Учителем года — 2014 стала физик из Увальской школы 

3. Победителю городского этапа «Учитель года» подарили доску 

Возрастная категория материалов: 18+