• Фото: Игорь Агеенко
  • Фото: Игорь Агеенко
  • Фото: Игорь Агеенко
  • Фото: Игорь Агеенко
  • Фото: Игорь Агеенко
  • Фото: Игорь Агеенко

Примерно час по разбитой дороге из Благовещенска через Заречный  и мы оказываемся в деревушке с названием Резуновка — где-то здесь, по словам сотрудников миграционной службы, находится спецприемник для нелегалов — место, в котором никто из нас, по понятным причинам, не был, но очень интересно посмотреть. Вопрос  к местным:  «А как проехать?» даже не пришлось задавать до конца — деревенские сразу же понимают, о какой достопримечательности речь, и показывают на здание за забором с фигуркой журавля на крыше. Встречают нас несколько охранников, которые проводят через ряд дверей с увесистыми замками-засовами. 

— Вот так и живем, — рассказывает начальник спецучреждения временного содержания иностранных граждан Сергей Михеев, — раньше тут был детский дом, потом его закрыли, а здание, чтобы не пустовало, отдали нам. Его пришлось доделать лишь немного — поставить решетки, замки, кое-что из оборудования, и все — можно запускать клиентов.

Первым делом интересуемся, а как здесь все работает. Оказывается, при солидных размерах здания для мигрантов отведено лишь одно крыло: 4 комнаты, рассчитанные в сумме на 20 человек, которые закрываются снаружи металлическими дверьми с засовами, оборудованы камерами видеонаблюдения и кнопками вызова. Своей участи, если есть паспорт, нелегалы ждут около 10 дней, если же документов нет — пока не закончится разбирательство, а оно может длиться и пару месяцев. 

На момент нашего приезда в приемнике находились 17 нелегалов, 10 из которых — граждане Поднебесной, остальные — жители СНГ. 

Китайцы (которые мало-мальски знают русский) от интервью сразу же отказались, а вот соседи по содружеству весьма охотно пошли на контакт.  

— Несколько лет назад приехал родным помогать дом строить, потом остался, встретил девушку, полюбили друг друга, родили двоих детей, а сейчас меня хотят выдворить, — вздыхает гражданин Азербайджана Али Мурадов. — Дали время собрать документы. Если успею — останусь, нет — отправят домой. Тогда увидеть своих жену и детей смогу через 5 лет. 

— А у меня в 2008 году была виза, — улыбается узбек Захид Мумасалиев. — Потом, правда, замотался и совсем не заметил, как она закончилась — когда работа идет и деньги платят, на бумажки некогда тратить время. А как время появилось и собрался идти оформляться, оказался здесь.

Пообщавшись же с «советскими иностранцами» немного подольше, всплыло весьма интересное отношение мигрантов к действующим российским законам, которые можно выразить двумя словами: «авось пронесет». 

— Я здесь в России 8 лет прожил, работал, семью перевез, — рассказывает мужчина из Грузии, отказавшийся называть свое имя. — А теперь мне: «Едь назад»? Мы же там все, что могли, продали и сюда уехали.

 — А почему не оформили нормально документы сразу? 

— Да ну вас, какой смысл с вами разговаривать…

Выдворение, депортация и реадмиссия — такие процедуры существуют для граждан, нарушивших режим пребывания в нашей стране. В случае реадмиссии нелегал может вернуться в Россию через пару лет, а при выдворении или депортации — лишь через 5 лет.

Но, не считая редких «слов в сердцах», говорит руководство спецприемника, контингент в нем в целом спокойный. Во-первых, потому что таких условий, как здесь, многие, живя в России, даже и не видели: тепло, трехразовое питание, обязательный медосмотр, душ, чистые и мягкие кровати и, самое главное, отсутствие какой бы то ни было работы.  Во-вторых, если человек самовольно оставил спецучреждение, в отношении его миграционные органы выносят решение о нежелательности пребывания и проживания на территории России. И ни туристом, ни родственником и уж тем более  рабочим его потом вообще никогда к нам в страну не пустят.

— За время, что я тут работаю (с апреля 2014-го), сельчане ни разу не высказывались против этого учреждения, хоть оно и стоит посреди деревни, — продолжает начальник спецприемника Сергей Михеев. — Для 20 жителей Резуновки и Муравьевки это реальные рабочие места, соцпакеты и соцгарантии. Кроме того, снаружи к зданию просто не подойти — от него до забора не менее 10 метров, кругом «колючка», охрана и обязательно полиция — вообще никакого соприкосновения с жителями нет. Вопросы безопасности здесь проработаны очень хорошо, а в здании, которое для нас строят в Белогорье, насколько мне известно, все будет оборудовано еще лучше.

Как оказалось, Белогорье, где сейчас как раз проходит реконструкция одного из зданий уже под постоянный спецприемник, для содержания нелегалов было выбрано по остаточному принципу — ближе к областному центру для реализации федерального проекта соответствующих нормам помещений просто не нашлось. На наш вопрос, а не помешают ли они сельчанам, областные власти заверили, что за забор задержанные выходить не будут. 

— Мы очень серьезно прорабатывали этот вопрос, снаружи вы даже не поймете, что это режимное здание, — показывает министр строительства и архитектуры Амурской области Вадим Залозный. — Вот тут мы посадим дополнительные деревья, а вот тут установим высокий забор. Ограда, само собой, будет обнесена «колючкой», но лишь изнутри снаружи это будет заметно по минимуму.

Общая стоимость создания приемника в Белогорье на 25 человек вместе с оборудованием составит около 30 млн. рублей, при этом областной бюджет не платит за строительство и реконструкцию ни копейки: содержание нелегалов с момента поимки до момента выдворения целиком ложится на плечи государства. Поэтому сотрудники учреждения уже просчитали экономический эффект: приемник в Белогорье позволит федеральному бюджету сэкономить примерно вдвое. Это экономия расходов на ГСМ, детали и перевозку питания из Благовещенска. Новое здание планируют открыть в июне 2015-го. 

— Я знаю, что некоторые возмущаются фактом строительства такого приемника в Белогорье, — прокомментировал заместитель начальника УФМС по Амурской области Олег Самойленко. — Но, во-первых, люди, которые будут содержаться здесь, — никакие не преступники. Да, они нарушили закон, который устанавливает право их пребывания на территории страны. Но это административное правонарушение. Помещать сюда их будут только по решению суда. Во-вторых, в Хабаровске такое учреждение находится прямо в городе — и ничего, все живы.

***

По данным УФМС по Амурской области, за 9 месяцев 2014 года зарегистрировано 3 328 правонарушений миграционного законодательства иностранцами. За аналогичный период прошлого года таких случаев было выявлено 3 797, причем, по словам самих сотрудников ведомства, это число вовсе не означает количество людей — на одного человека могли завести и 2, и 3 протокола. Точное же количество мигрантов, нарушивших паспортный режим в Приамурье, выяснить не удалось.

Возрастная категория материалов: 18+