• Евгений Бибиков, фото: Андрей Оглезнев (архив)
  • Фото: Андрей Оглезнев (архив)

В областном министерстве культуры о ржавеющем на дне зейской протоки бронекатере знают — после письма в Кремль с Евгением Васильевичем связывались представители властей. Даже одобрили установку катера в качестве памятника в Константиновке, откуда осуществлялся переброс советских войск в Китай. «С губернатором все согласовано, поддержку окажут. Глава Константиновского района тоже в курсе», — сообщили свободненцу уполномоченные лица. 

— На этом сотрудничество закончилось. Я сказал, что его вытаскивать нужно весной. Больше не было никаких разговоров, — рассказывает Евгений Васильевич. — Я подумал, что этот вопрос возможно решить через Шойгу. Написал официальное письмо — так надежнее. Мне и ответ пришел, все как положено. В воинскую часть, которая неподалеку, тоже пришла бумага. Приказано оказать содействие — помочь вытащить на берег и отремонтировать днище корабля. Сейчас договариваемся, нужно успеть до сильных заморозков.

Днище бронекатера нужно залатать, чтобы его можно было буксировать по реке. Перевозить судно автотранспортом будет проблематично. Ранее планировалось, что корабль перед установкой в Константиновке отправят на реставрацию в Благовещенск на судоверфь. Пока этот вопрос также остается открытым. Сейчас главная цель — достать катер из воды и отремонтировать на месте днище.

— Президент сказал кораблик поднять, губернатор сказал — и по-прежнему никаких движений. Теперь министр обороны сказал — в воинской части, надеюсь, пойдут навстречу. Что характерно, ни одна политическая партия не решилась оказать содействие, чтобы поднять потенциальный памятник событиям Второй мировой войны. Хоть бы один доброволец приехал, — негодует Евгений Бибиков. — Им бы это было плюсом — люди увидят, что политикам не плевать на нашу историю и наследие. Создается впечатление, что все наоборот делается против установки его как памятника — мол, пусть гниет под водой.

Все, что известно об этом бронекатере, это год его постройки — 1938-й. Подобный стоит на постаменте в Благовещенске, однако «благовещенец» относился к проекту 1123 и нес только одно орудие, а не два, как принадлежащий Бибикову. Хозяин судна рассказывает, что в Приамурье бронекатер прибыл из Москвы железной дорогой в 1945 году. Воевал на Амуре, помогая освобождать Китай от японских захватчиков. Примерно до середины 70-х годов «Пахарь» (имя корабля было выгравировано на якоре), вероятно, продолжал нести боевое дежурство на пограничном Амуре. После судно оказалось в ведении Клуба юных моряков в Бардагоне, где его едва не порезали на металл в 90-х годах.

 

Возрастная категория материалов: 18+