— Константин Викторович, какой путь прошли амурские парламентарии за эти годы? Что стало точкой отсчета?

— 23 октября 1994 года в Приамурье состоялись первые выборы в Амурское областное Собрание — так тогда, до января 1996 года, именовался законодательный (представительный) региональный орган. С этой даты и началась двадцатилетняя история Законодательного Собрания Амурской области. Депутатам первого созыва предстояло решить важную задачу — создать законодательную базу — нормативно-правовую основу жизни региона. Необходимо было сформировать такое правовое поле, в котором область могла жить и развиваться дальше.

Начинать работу приходилось с чистого листа, в обстановке после событий 93‑го года, трагического противостояния между Президентом России и Верховным Советом, закончившегося ликвидацией Советов по всей стране.

Фактически весь первый год был посвящен формированию нормативной базы, на основании которой могла быть выстроена система управления регионом.

— Можно сказать, что в период работы Амурского областного совета народных депутатов первого созыва все принятые законы были знаковыми?

— Важнейшими документами, принятыми депутатами первого созыва, стали Устав (основной Закон) Амурской области и Регламент, послуживший основой для дальнейшей деятельности законодательного органа.

Депутаты были вынуждены принимать законы, восполнявшие пробелы федерального законодательства. Ориентиром при этом всегда служили Конституция Российской Федерации, нормы международного права и неотложные потребности Амурской области и ее жителей.

Характерной чертой этого этапа было опережающее правовое регулирование значительного объема вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так как в условиях стремительно меняющейся ситуации 90‑х годов прошлого столетия федеральное законодательство не успевало оперативно реагировать.

— Вслед за «лихими 90‑ми» наступили стабильные нулевые. Как это сказалось на работе законодательного органа?

— От депутатов второго и третьего созывов время требовало направить усилия на качество законопроектов. Депутатам наряду с принятием базовых законов Амурской области приходилось вносить изменения в уже действующие законы области. В процентном отношении это составляло большую часть законодательной работы.

Опыт входивших в состав депутатского корпуса руководителей крупных строительных, перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий, успешных предпринимателей, как и опыт народных избранников, в годы продолжавшихся в стране экономических преобразований имел неоценимое значение.

— Что отличало работу амурских парламентариев в тот период?

— В практику законодательного органа государственной власти Приамурья все уверенней начали входить рабочие встречи, семинары с руководителями представительных органов местного самоуправления, выезды депутатских десантов в муниципальные образования.

Для председателя областного Совета и председателей профильных комитетов становятся привычными поездки в самые отдаленные районы области — Тындинский, Селемджинский, Зейский, Магдагачинский, Архаринский. В состав депутатских групп приглашаются опытные специалисты областной администрации.

Во время поездок активно ведется разъяснительная работа, в ходе которой председатель областного Совета отвечает на многочисленные вопросы граждан в прямых эфирах местных телекомпаний.

Результатом одной из таких поездок законодателей области в Тынду стала активная работа по ускорению решения проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья. Были подготовлены обращения к полпреду Президента РФ в ДФО, предложения в программу развития Дальнего Востока. На протяжении всего созыва депутаты неоднократно на всех уровнях возвращались к этому вопросу. Отрадно, что в настоящее время решение этой проблемы находит воплощение в жизни — в Тынде идет активное строительство жилья, и есть надежда, что те, кто когда‑то строил БАМ, вскоре покинут свои времянки, вагончики, бараки.

— Для депутатов областного собрания сегодня стало традицией международное сотрудничество с коллегами из соседней страны, так было всегда?

— Это сотрудничество активизировалось в 2006 году, когда при Амурском областном совете народных депутатов и Постоянном Комитете Собрания Народных Представителей города Хэйхэ были созданы советы предпринимателей, состоялся обмен делегациями Законодательного собрания и Постоянного Комитета Собрания Народных Представителей, в составы которых вошли предприниматели сопредельных территорий.

В ходе встреч поднимались вопросы оказания предпринимателям китайской и российской сторон необходимой законодательной поддержки, защиты их законных прав, информирования друг друга о законах, правилах и политике привлечения иностранных инвесторов, помощи в развитии инвестиционной и торговой деятельности, рассматривались и другие формы и методы совместной работы.

Китайские коллеги по достоинству оценили возможность решать проблемы в тесном взаимодействии. Неудивительно, что и сегодня депутаты Законодательного Собрания — постоянные участники ежегодных Хэйхэских и Харбинских торгово-экономических ярмарок.

— В истории областного Совета был единственный факт самороспуска…

— После самороспуска 11 декабря 2007 года областного Совета народных депутатов 2 марта 2008 года был избран пятый созыв законодательного (представительного) органа власти региона с новым названием — Законодательное Собрание Амурской области. Депутаты, избранные по партийным спискам, приступили к работе. В Законодательном Собрании были сформированы три депутатские фракции — партий «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ.

Начало деятельности этого созыва совпало с развитием мирового экономического кризиса. Времени на подготовку к принятию упреждающих законодательных мер по минимизации его влияния на экономику Амурской области, а затем и на преодоление его последствий не было. В этих условиях был разработан и принят пакет «антикризисных» законов Амурской области, предусматривающих различные виды поддержки амурских предприятий в виде отсрочек и рассрочек уплаты налогов, предоставления государственных гарантий, дифференцирования налоговых ставок для предпринимателей по видам деятельности и другие.

В этот же период был принят Закон Амурской области «О гербе и флаге Амурской области». Патриотическая направленность нашла отражение и во внепарламентской деятельности амурских депутатов. В этом созыве под координацией председателя комитета по делам ветеранов, общественных организаций и по молодежной политике Героя Советского Союза Ю. В. Кузнецова стартовал проект «Историческая память в Приамурье». Венцом развернувшейся деятельности по восстановлению и увековечиванию памяти воинов-амурцев стало принятие Закона Амурской области «О памятных датах Амурской области».

В том, что с 2010 года внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы в России» и теперь 2 сентября отмечается как День окончания Второй мировой войны (1945 год), есть заслуга и амурских законодателей.

— Что можно сказать о нынешнем созыве депутатов Заксобрания области?

— Нынешний, шестой созыв депутатов Законодательного Собрания был избран также по партийному принципу в декабре 2011 года. Новым представителям партий в амурском парламенте, рассредоточившимся по профильным комитетам, предстояло наработать опыт консолидированной работы по разработке, рассмотрению и принятию нормативных правовых актов. Претерпела изменения структура законодательного органа: два профильных комитета — по вопросам экономики, межрегиональных внешнеэкономических связей и собственности области и по бюджету, налогам и финансам объединились в один комитет — по бюджету, налогам, экономике и собственности области, сформирован новый комитет — по вопросам культуры и спорта.

Дополнительный виток получило техническое совершенствование законотворческой деятельности — с внедрением «электронного парламента» депутаты получили удаленный доступ к документообороту, посредством интернет-конференций у представителей муниципальных образований появилась возможность принимать участие в обсуждении законопроектов.

Сегодня мы можем без преувеличения сказать, что законодательная власть в Амурской области состоялась. Приамурье живет и развивается по принятым Законодательным Собранием законам, здесь реализуются крупномасштабные проекты, растут объемы производства, в том числе сельскохозяйственной продукции, реализуются социальные программы. Своевременное законодательное регулирование помогает нам успешно преодолевать глобальные экономические кризисы и природные катаклизмы чрезвычайного масштаба, вместе со всей страной решать проблемы, вызванные санкциями стран Евросоюза в отношении России.

Все мы участвуем, образно говоря, в строительстве моста в будущее. И во многие перспективные проекты такого общего строительства вложен немалый труд депутатов. Главное, что все продвижения в экономической и социальной сферах обеспечены законодательно. Значит, они выстроены не на песке, под них подведен надежный фундамент.

В связи с 20‑летием Законодательного Собрания хотелось бы пожелать депутатам всех созывов, всем жителям Амурской области стабильности, успехов во всех сферах жизни, уверенности в завтрашнем дне, здоровья и семейного благополучия.

Председатели законодательного органа разных созывов

1‑й созыв (1994—1997) — Анатолий Белоногов

2‑й созыв (1997—2001) — Виктор Марценко

3‑й созыв (2001) —  Галина Буслова

3‑й созыв — (2002—2005) — Станислав Горянский

4‑й созыв (2005—11.12.2007) — Олег Турков

5‑й созыв (2008—2009) — Николай Швец

5‑й созыв — (2009—2011) — Александр Башун

6‑й созыв (2011—2012) — Николай Савельев

6‑й созыв — (с 2013) — Константин Дьяконов

Возрастная категория материалов: 18+