• Доставленные в Ленск трубы пойдут на обустройство двух оценочных скважин на Чаянде.
  • Александр Ван, начальник ленского подразделения «Газпром добыча Ноябрьск»
  • В 2015 году ленский порт готов принять 600—700 тыс. тонн груза для газовиков.

«Пока не кончится труба»

 «Мы идем на целину», — говорит о площадке под газодобывающий комплекс начальник Ленского подразделения «Газпром добыча Ноябрьск» Александр Ван. Это дочернее предприятие «Газпрома» ведет освоение и в дальнейшем будет добывать газ на Чаянде. С журналистами-дальневосточниками Александр Анатольевич встретился на берегу Лены, по которой грузы для разведки и освоения месторождения доставляют в ближайший город — Ленск.

6

тысяч человек будут работать на строительстве добычного комплекса месторождения

На наших глазах портовой кран с поэтическим названием «Аист» как пушинки подхватывает девятитонные трубы, перенося их с баржи на берег. Это одна из последних в этом году партий груза для Чаянды, который получили в речпорту Ленска. «Навигация не кончится, пока не кончится труба», — улыбается, стоя на задувающем с Лены ледяном ветру, замначальника ленского порта Николай Савкин. Он не шутит — официально нынешняя навигация уже завершилась, порт выполнил свой план по грузоперевозкам, но готов помогать газовикам, пока есть возможность.

— За лето в Ленск доставили около 13 тысяч тонн груза, необходимого для освоения Чаянды. Это в том числе около трех тысяч штук бетонных плит для прокладки участка дороги вдоль месторождения. Ее общая протяженность 152 километра, она будет соединять пять основных площадок проекта, — рассказал Александр Ван. — Кроме того, завезены трубы для бурения двух оценочных скважин, с помощью которых специалисты проведут геофизические исследования недр.

По словам Николая Савкина, в следующую навигацию порт готов принять около 600—700 тысяч тонн груза для газовиков вдобавок к своему обычному грузообороту в 400 тысяч тонн.

В диких условиях

Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение находится примерно в 150 километрах западнее Ленска. Его территория шириной в 50 километров вытянута с севера на юг на 150 километров. Сейчас там первобытная тайга, и первыми, кто зайдет на площадку, будут лесорубы. Путь к промышленной газодобыче на Чаянде будет нелегким.

— Сложность месторождения заключается в полном отсутствии инфраструктуры: нет дорог, близких водных путей, сетевого энергоснабжения. Кроме того, здесь очень суровый климат — температурабудет колебаться от -55 градусов зимой до +35…+40 градусов летом. Нужно будет использовать технику для работы в сложных климатических условиях, прокладывать зимники, строить дороги и вертолетные площадки, — объяснил Александр Ван. — Геологический разрез также очень сложный.

Газопровод «Сила Сибири» пройдет через Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри, Сковородино, Свободный и Благовещенск. В пяти городах ДФО заработают линейные производственные управления «Газпрома», два из них откроют на территории Приамурья — в Сковородине и Свободном.

В целом на строительстве газодобывающего комплекса будет задействовано около 1000 сотрудников «Газпрома» и около 5000 специалистов подрядных организаций. По словам Александра Вана, к работе на Чаянде будут стараться привлечь максимум местных работников. Уже сейчас предприятие занимается подготовкой кадров: студенты-целевики из Якутска учатся в Московском госуниверситете нефти и газа имени Губкина.

Для строителей комплекса возведут вахтовые городки прямо на территории месторождения. Уже этой зимой на Чаянде появится городок для дорожников.

— Первым делом на территорию зайдут лесорубы, строители зимних дорог и взрывники на карьеры.Основная задача для нас сейчас — мобилизовать подрядчиков, чтобы зимой успеть построить городок для строителей дороги и четырех кустовых площадок с оценочными скважинами, — сообщил Александр Ван. — В навигацию 2015 года мы планируем начать доставку оборудования на нефтяную оторочку. На само месторождение мы доставим его уже следующей зимой, так как это возможно только по зимнику.

Лена — лучшая дорога

800

скважин разного назна­чения будет пробуренона Чаяндинскомместорождении

Предполагаемые запасы газа на Чаянде составляют 1,45 триллиона кубометров. Чтобы добыть голубое топливо, на месторождении пробурят 335 газодобывающих скважин. В общей сложности на его территории появится 800 скважин разного назначения. Для доставки газа до потребителей Дальнего Востока и Китая к 2018 году будет построен один из самых протяженных в России трубопроводов «Сила Сибири». Участок первой очереди длиной 2200 километров протянут от Чаянды до Благовещенска. В районе столицы Приамурья будет построено ответвление в Китай. Именно чаяндинский газ вместе с ковыктинским станет сырьем для газоперерабатывающего комплекса, который запустят под Свободным.

Газопровод «Сила Сибири» пройдет через Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри, Сковородино, Свободный и Благовещенск. Строительство газопровода в разных регионах будет вестись параллельно. В пяти городах ДФО заработают линейные производственные управления «Газпрома», два из них откроют на территории Приамурья — в Сковородине и Свободном.

–55

градусов — при такой температуре зимой будут работать строители добычного комплекса

— Для строительства «Силы Сибири» в Ленск в этом году доставили 55 тысяч тонн стальных труб с трех российских заводов. Их будут использовать при строительстве первого участка длиной в 207 километров — от Чаянды до Ленска, — рассказал и. о. директора ленского производственного управления магистральных газопроводов «Газпром Трансгаз Томск» Рафаэль Мурзаханов. — Все грузы по железной дороге доставляют до Усть-Кута, где находится единый логистический центр. Оттуда по Лене их отправляют в Ленск, расстояние до которого 1100 километров. Доставка по воде наиболее экономически выгодна в этих условиях. В следующем году в порт Ленска мы планируем завезти уже 680 тысяч тонн грузов для «Силы Сибири», из которых 194 тысячи тонн — трубы.

Судоходный период на Лене близок к завершению. Медленное течение несет шугу, «бабушка Лена», как называют реку местные жители, вот-вот окажется под покровом льда и уснет до мая, чтобы следующей весной снова стать для газовиков главным каналом поставки грузов.