• Продавать сою корейцам очень выгодно. Фото: Андрей Ильинский
  • Амурская соя существенно отличается от корейской. Она питательнее и жирнее. Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

— Соя в этом году просто отличная. Небывалый урожай собрали, — глава КФХ «Орта» Левон Арутюнян зачерпывает полные ладошки сои. — Смотрите, какая крупная, да гладкая, склады просто ломятся от зерна. Из-за этого мы и припозднились с уборкой. Все амбары были переполнены. Пока разгребали завалы, искали для сои надежное хранение, делали навесы, время ушло. Но ничего, нам немного осталось, все поля уберем!

Соя для Арутюняна имеет важное стратегическое значение. Год назад из-за масштабного наводнения, руководитель хозяйства еле-еле свел концы с концами, кормов едва хватило для собственного животноводства. Сегодня вырученные с зерновых средства пойдут на развитие предприятия. Часть бобовых уже пакуется и готовится к отправке далеко за пределы Приамурья в Южную Корею. Покупатель зерна — генеральный директор компании «Чанвон», что переводится, как Прекрасный сад, Пак Сун Чул из южнокорейского города Ансон, лично осматривает товар. Он уже не первый раз приезжает в село Лукьяновка Белогорского района.

64

человека трудоустроено в КФХ «Орта», 30 — привлекаются на сезонные работы

С КФХ «Орта» мистер Пак работает с 2003 года. Несколько лет назад на базе этого хозяйства было создано совместное предприятие. Сначала корейцы закупали небольшие партии, однако в этом году «Чанвон» собирается купить пять тысяч тонн сои. Хотя   не такая уж это и большая цифра. Приамурье могло бы поставлять в страну Утренней свежести гораздо большее количество бобовых.

— Пока это только начало, чтобы заинтересовать нашего потребителя, — считает Пак.  — Амурская соя существенно отличается от корейской. Она гораздо жирней. В ней больше питательных веществ, нет пестицидов, ГМО и прочей химии. Соя — для нас основной продукт и важнейшее звено в пищевой индустрии. Из нее делают тофу, масло, пасту, различные соусы. Мы очень любим пророщенную сою. Но сама Южная Корея мало ее производит. Всего миллион тонн. И ее не хватает на всех. Поэтому мы вынуждены закупать сою и зерно в других странах, таких, как Австралия, Америка. Китай. И это не совсем выгодно, так всемирный рынок поднимает цены. Поэтому мы ищем более дешевое зерно.

920

голов КРС насчитывает КФХ  «Орта»

В амурской сое срослись южнокорейская цена и качество. Кроме того, соевый шрот, как органическая добавка, используется в животноводстве. Как признался мистер Пак, даже амурский шрот покупать выгодней. Из-за своей жирности и питательности его можно разбавить рисовой мукой, овсом или пшеном. Уже на следующий год генеральный директор совместного предприятия «Чанвон» планирует установить в Лукьяновке южнокорейское оборудование для производства экструдированной сои.

— Мы могли бы в разы больше закупать у вас сои, и она бы вполне насытила наш рынок, но мешают южно-корейские таможенные правила, — сетует бизнесмен. — Тяжело получить разрешение на ввоз цельной сои других, не как у нас сортов. Для этого нужны определенные разрешения. Поэтому мы пока охотно завозим шрот и ведем переговоры с южнокорейскими учеными и чиновниками. Добиваемся определенных исследований. Думаю, что в ближайшее время мы получим необходимые документы и совместный рынок сбыта будет налажен.

На следующий год гендиректор совместного предприятия планирует установить в Лукьяновке южнокорейское оборудование для производства экструдированной сои.

Санкции не грозят

Не пугают корейского предпринимателя и введенные против России санкции США и стран Евросоюза. Слишком далеко от них и слишком близко от России находится его родина.

7

тонн молока ежедневно производит предприятие

— Рассматривать санкции дело политическое, — замечает мистер Пак. — Пусть политики решают, что им делать. Но на мой взгляд, даже если Америка будет наступать то Южная Корея не пойдет на такой шаг. Уж слишком близко от России мы находимся. Нам не выгодно ни по экономическим, ни по туристическим причинам терять такого партнера, как Россия. У нашего города Ансон завязалась крепкая дружба с амурчанами. И даже если у Москвы и Сеула, вдруг, испортятся отношения, то мы на региональном уровне всегда сможем договориться.

Взаимовыгодное сотрудничество

От такой дружбы и наши фермеры тоже не остаются внакладе. Сейчас на российском рынке сложилась закупочная цена по 15 рублей за килограмм. Корейцы же приобретают за 20 рублей.

— Продавать сою корейцам очень выгодно. Если сбывать урожай в больших объемах, то разница исчисляется миллионами, — считает глава КФХ «Орта» Левон Арутюнян.— Одна тонна — лишних 5 миллионов. Для меня это хорошее подспорье. Кроме мистера Пака еще пара предпринимателей из Южной Кореи хотят купить еще 5 тысяч тонн сои. Все вырученные от продажи бобовых и зерновых пойдут на развитие предприятия.

Всего же в этом хозяйстве засеяли сои на площади  9 тысяч гектар. Убрали пока — 8 тысяч Га. В закромах уже находится 30 тысяч тонн сои. За неделю собираются убрать и оказавшиеся под снегом поля. В сложившихся условиях работать придется ночью.

25

тысяч рублей — заработная плата в хозяйстве

 «Именно соя подружила меня с Россией, — поделился мистер Пак. — Экономические отношения сплотили нашу дружбу с руководителем КФХ «Орта» Левоном Арутюняном. И я не просто приезжаю по делам, закупать зерно. Здесь я еще и отдыхаю душой».    Иностранец    посещал Приамурье  в разное  время года, и достаточно сносно выучил русский язык.

 —  Больше всего мне нравится ваша  зима, — продолжает  Пак. —   Раньше я таких чувств, как здесь, в своей жизни не испытывал. Нравятся и амурчане. Мне есть с чем сравнить. Я был во многих странах. Европы и Америки, а также в соседнем с вами Хабаровском и Приморском крае. Но даже если сравнить эти регионы, то Владивосток уступит амурчанам в гостеприимстве.

В планах Левона Анушавановича строительство новый коровник на 600 голов. Только на закупку голштинов нужно порядка 150 миллионов.  Сегодня в КФХ 920 коров, из них 450 дойных. Такое поголовье дойных коров позволяет производить до семи тонн молока ежедневно. В будущем здесь собираются установить современный высокотехнологичный перерабатывающий молочный завод, где доить буренок будут роботы. А если говорить про настоящее, то через месяц в Лукьяновке, за счет предприятия, будет достроен благоустроенный дом для молодых специалистов. Растущему хозяйству, как воздух, нужны рабочие руки.