• Фото: Сергей Лазовский
  • Владимир Семенов, начальник экимчанского аэропорта

18 тысяч до Экимчана

Богатую событиями историю горного аэропорта Владимир Семенов знает как свою собственную, тем более что за 37 лет его работы здесь они тесно переплелись. Об этих двух историях, ставших одной, мы беседуем в его кабинете в здании аэропорта, где, несмотря на разгар рабочего дня, царит тишина. Когда он приехал из Чувашии в 1977 году молодым авиатехником, жизнь здесь бурлила. В день аэропорт отправлял по шесть самолетов — два в Благовещенск и четыре по области. Это не идет ни в какое сравнение с нынешними двумя в неделю. Для местного населения такого количества недостаточно, считает директор аэропорта. Но пассажиропоток сейчас уже не тот — сказывается утечка населения с северов. Кроме того, чаще перемещаться по области селемджинцам не дают высокие цены на авиабилеты —долететь из Благовещенска до Экимчана сейчас стоит около четырех тысяч рублей.

— По себестоимости билеты еще дороже. Чтобы окупить все затраты, они должны стоить около 18 тысяч рублей, — объясняет Владимир Иванович. — Областное правительство субсидирует перевозчиков на внутренних рейсах, чтобы сделать билеты более доступными.

Аэропорт в обмен на коттедж на Кубани

Взлетно-посадочная полоса для воздушных ворот Экимчана была построена в 1943 году в рекордные сроки силами местных жителей — женщин и детей. Аэродром нужен был для военных целей. Само здание аэропорта появилось в 1970 году, и с тех пор его ни разу не ремонтировали капитально. Владимир Семенов возглавил предприятие в 1992 году, в самые тяжелые времена.

— Мне поступало много предложений насчет имущества. Местные старатели хотели даже обменять аэропорт вместе со складом и гаражом на коттедж в Краснодарском крае! — смеется Семенов. — Предложения были, но сомнений в том, что предприятие нужно сохранить, не было.

В 1996 году районные аэропорты, которые были объединены тогда в единое акционерное общество, решили ликвидировать как убыточные. Предприятие удалось спасти лишь благодаря тогдашнему главе района, который принял его на баланс и нашел средства на содержание аэропорта. В течение десяти лет, до 2006 года, летом аэропорт принимал самолеты, а зимой простаивал.

«Еврейские» ремонты

Свежим ветром на предприятии повеяло в 2006 году, когда аэропорт стал частью областного государственного бюджетного учреждения. С этого времени средства, хоть и небольшие, стали поступать регулярнее. «Мы начали делать «еврейские» ремонты, как я их называю. Это когда средств выделяют мало, но на них многое нужно сделать. Мы отремонтировали зал вылетов, у нас появились комната матери и ребенка, теплый накопитель для пассажиров, комната отдыха», — рассказывает директор.

По-настоящему новая жизнь для экимчанского аэропорта началась в прошлом году. С вхождением в состав ФКП все имущество аэровокзального комплекса перешло Федерации, и средства на его содержание теперь выделяют из федеральной казны.

— Мы сразу зажили лучше, — признается Владимир Иванович. — Финансирование выросло в 10 раз. Люди стали получать другие зарплаты.

Сейчас в аэропорту грунтовая взлетная полоса, но будет решаться вопрос о ее бетонировании. Не так давно гараж предприятия пополнился новой техникой для обслуживания летного поля — в нем появились новый «Урал» и квадроцикл.

Впервые за последние годы аэропорт не сокращал штаты, а набирал новых сотрудников. Причем конкурс доходил до 30 человек на одно место. «Когда‑то я был самым молодым на предприятии, а сейчас — самый старый», — смеется директор и знакомит меня с 23‑летней Марией Мунгаловой, ведающей досмотром пассажиров. Девушка на предприятии уже два года, и через нее проходят все, кто вылетает из Экимчана. Покупка специального оборудования для досмотра багажа еще только в планах, пока проводится визуальный осмотр. «Обычно проблем с досмотром не возникает. Тем более что большинство пассажиров я знаю лично», — улыбается сотрудница.

Большая перестройка

Аэропорт Экимчана вошел в федеральную целевую программу по реконструкции аэропортов севера. И сейчас на предприятии приятное оживление — специалисты крупнейших проектных и изыскательских организаций страны здесь нередкие гости. Реконструкцию должны начать уже весной следующего года, а закончить к 2017 году.

— У нас уже провели топосъемку местности, исследовали аэровокзальный комплекс, — говорит Владимир Семенов. — Специалисты должны решить, что целесообразнее: проводить реконструкцию старого здания и котельной или построить новые современные объекты. Будет также решаться вопрос о целесообразности удлинения взлетно-посадочной полосы — сейчас она 1,4 километра. Если удлинить до двух километров, аэропорт сможет принимать более вместительные самолеты, такие как Ан-24. Есть вероятность, что у нас будут садиться самолеты хабаровской авиакомпании — летом северные аэропорты Хабаровского края вместе с аэродромами севера Приамурья вошли в единое ФКП «Аэропорты Дальнего Востока».

«Воздушное движение зависит от Кочегара»

Несмотря на грядущую реконструкцию, в аэропорту есть служба, где пока перемен не предвидится. Это работающая круглосуточно авиационная метеорологическая станция. Ее руководитель Сергей Шатохин раскрывает секрет — воздушное движение в районе Экимчана зависит от Кочегара. Это сопка в пяти километрах от поселка. «Если ее видно — значит летать можно, — объясняет метеоролог с 30‑летним стажем. — Видимость мы определяем визуально — каждый час выходим и осматриваем местность. У нас вокруг сопки, расстояние до которых нам известно. Вот на них мы и ориентируемся. Для полетов видимость должна быть не меньше пяти тысяч метров. А высота облачности — от 900 метров. У нас есть и современная техника для определения высоты облачности, но по ней мы обычно сверяем наши данные.