Фото: Амурский филиал WWFФото: Амурский филиал WWF

— Действительно, Илона находилась в 20 километрах от границы, — подтвердил охотовед Андреевского заказника, что в Архаринском районе, Иван Адаменко. — Сейчас оба президентских тигра находятся в Амурской области, неподалеку от того места, где и были выпущены в дикую природу. Боря обитает в сорока километрах севернее от Илоны и промышляет в месте, где сосредоточена большая концентрация кабана. Илона охотится за косулями.

Амурские охотоведы отмечают, что зимой корма обоим «выпускникам» хватит. В этом году богатый урожай желудя, поэтому развелось довольно много кабанов. Не меньше и косуль. Поэтому сбегать от бескормицы в более сытный соседний регион, а тем более ходить в села и терзать местный скот нет надобности. Тем не менее первая зима на воле для молодых тигров будет довольно тяжелой.

— Тигрята родились, выросли в реабилитационном центре Приморья, где снега почти нет, — продолжил Иван Андреевич. — Сейчас уже в Архаринском районе снежный покров достигает 20 сантиметров. Думаю, что со своей задачей на выживание оба тигра справятся. Они осторожны, умеют охотиться и находятся под наблюдением. Если появится сигнал, что большие кошки, оснащенные радиоошейниками, подошли к деревне, мы обязательно проинформируем людей и местных охотников. Всем жителям близлежащих сел розданы памятки, как вести себя при встрече с тигром.

Боря и Илона находятся на расстоянии 40 километров друг от друга. «Выпускникам» почти два с половиной года. При самом благоприятном раскладе, возможно, через год они смогут создать пару и воспроизвести потомство.

Архаринский район — одна из крайних границ ареала обитания амурского тигра. В 50-х годах прошлого века эти звери появлялись здесь довольно часто. Затем исчезли, но последние десять лет они стали все чаще и чаще заходить на амурскую территорию. «Постоянно в районе, кроме Кузи и Илоны, находятся один-два тигра, — подтверждает Иван Адаменко. — Многие охотники частенько видят следы, таежные пасечники слышат рев. Каждый тревожный сигнал мною тщательно проверяется. Затем сверяем сигналы с радиоошейников Бори и Илоны и выясняем, что это не президентские особи, а чужаки.

По словам охотоведа, Боря и Илона являются наводчиками, то есть показывают специалистам места, где концентрируются кабаны и косули. «Тигры инстинктивно знают, куда им надо двигаться за пищей, так же как мы знаем, в какой магазин за продуктами нужно идти, — добавляет Адаменко. — Благодаря Боре мы выявили несколько лежек дикого кабана, которые находились в труднодоступных, надежно спрятанных от глаз человека местах. А Илона — своеобразный индикатор косуль, где она — значит там большое скопление копытных.

Кстати, сам Иван Андреевич один раз повстречал тигра в тайге, неподалеку от Андреевского заказника. Как выяснилось потом, это был Боря.

— Ехали на машине по лесной дороге, а зверь собирался ее переходить, стоял на обочине и хотел перепрыгнуть, — вспоминает охотовед. — Поэтому животное застали врасплох. Однако царь зверей вел себя очень спокойно и достойно, хотя незнакомый предмет привел его в замешательство. Но Боря не рычал и лапой по машине не стучал. Быстро ретировался в чащу. Дело было в середине сентября. Кстати, увидеть амурского тигра очень сложно. Матушка-природа надежно замаскировала его шкуру, она сливается с тайгой в один цвет, даже зимой. Даже эта короткая встреча подтвердила, что Боря очень красивый и крупный хищник, весом порядка 150 килограммов.