Сельские поселения рады объединяться с соседями — деньги пойдут на развитие деревни. (А. Оглезнев)Сельские поселения рады объединяться с соседями — деньги пойдут на развитие деревни. (А. Оглезнев)

Взять пример с Белгорода

Пример в формировании новой системы органов власти губернатор предложил взять с Белгорода. Там больше пяти лет назад внедрили модель власти, к которой присматриваются в Приамурье. С 2008 года по всей Белгородской области вместо прежних представительных органов на уровне районов начали работать новые муниципальные советы. В них трудятся по два представителя каждого поселения района. Кто станет их депутатом, жители населенного пункта решают на выборах. Глава совета одновременно является главой района.

— Мы, бесспорно, ездим, изучаем опыт других, более развитых территорий, с гораздо большими и лучшими возможностями бюджета. Недавно были в Белгороде, разговаривали с губернатором Белгородской области Евгением Савченко. Там все главы представительных органов работают на неосвобожденной основе, — отметил губернатор.

А вот уже глава администрации, другими словами сити-менеджер, попадает на должность на конкурсной основе.

— Это позволяет избежать попадания в органы власти случайных людей, что для нас сейчас особенно важно. Нужен подготовленный кадровый потенциал, тем более в рамках тех процессов, которые идут по стране, в условиях дефицита бюджетных средств. Это позволяет работать на должности компетентным людям, способным решать поставленные задачи, исключает попадание в органы власти случайных людей, — заметил губернатор. — Впереди непростые времена. Нам нужно вести грамотную государственную политику, не допускать, чтобы на должности глав администраций приходили популисты и давали населению пустые обещания.

Сократить штаты

— Тратить бюджетные средства на содержание председателей и отдельных депутатов представительных органов мы можем себе позволить только в городских округах и муниципальных районах, — подчеркнул во время заседания президиума глав муниципальных советов Олег Кожемяко. — По данным министерства финансов области, годовое содержание этой категории депутатского корпуса в 2013 году составило 41 миллион рублей.

Пора сокращать и избыточные расходы на содержание управленческого персонала, дал наказ главам районов губернатор. Одна из возможностей — не образовывать местную администрацию в населенном пункте, являющемся муниципальным центром района. Исполнение полномочий городской или сельской администрации в таком случае возьмет на себя район.

— Это сократит расходы на проведение выборов глав административных центров и содержание аппаратов администраций, — пояснил губернатор. — Таких муниципальных образований в области 14. Для примера: затраты по проведению выборов главы Тамбовского сельсовета составили около двухсот шестидесяти тысяч рублей.

— Конечно, все зависит от ситуации. Вот у нас в районе сегодня — слабый глава Константиновки, и почти половину или больше работы Константиновского сельсовета мы взяли на себя — я и мои заместители, — рассказал глава Константиновского района Александр Колесников.

За объединение усилий высказался и глава Завитинского района Олег Назаренко. По его мнению, объединять усилия районных и поселенческих администраций стоит, тем более если речь идет о Завитинске и районе.

— Я абсолютно поддерживаю, поскольку в Завитинске — 9 тысяч населения, 6 тысяч — в районе, — высказала мнение первый зампред правительства Вера Щербина. — При этом никаких дополнительных отделов создавать не нужно, необходимо просто перераспределить обязанности и управлять 16 тысячами. Для этой работы вполне достаточно будет того штата, который управляет 9 тысячами.

МНЕНИЕ

Тамара Лысакова, глава Тындинского района:

— Система «профессионалов из народа» для представительной и исполнительной власти не работает. В Тындинском районе система найма главы действует 11 лет. Представительный орган формируется из глав поселений и из депутатов представительных органов указанных поселений. Всего 40 депутатов. Присутствие глав поселений в составе районного Совета позволяет вести диалог при принятии решений, так как принимаемые решения напрямую связаны с их деятельностью. Тогда как депутаты сельского уровня не всегда разбираются в рассматриваемых вопросах. Глава района избирается из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту. Но назначить главу администрации смогут только депутаты следующего созыва. Контрактная система должна исключить политическую составляющую из управления хозяйством, устранить сосредоточенность власти в одних руках и повысить качество управления. Исключается появление некомпетентных людей на посту главы администрации. Это, считаю, основной довод в пользу этой системы. Она дает возможность более тщательного и серьезного отбора по профессиональным качествам, по опыту управления, возможно, даже нравственным качествам.

Вера Щербина, первый заместитель председателя правительства Амурской области

— Нужно вносить изменения в действующее законодательство,

которые бы приводили к формированию той власти, которая устраивает именно народ, население. Чтобы эта власть была понятна, доступна и решала все насущные вопросы. У органов местного самоуправления Амурской области есть опыт работы по разным формам и схемам. Сейчас идет процесс обсуждения, он основан на предложениях глав муниципальных образований. Мы обсуждаем, смотрим, какие наиболее оптимальны и наименее затратны. В условиях тяжелого формирования трехлетнего бюджета мы ищем каждую копейку, возможность сократить неэффективные расходы. Причем начинаем с себя, с органов власти, правительства области. Естественно, призываем к этому и глав муниципалитетов. Но при этом просим их дать нам такие решения, которые еще и поддержат население. В Приамурье более трехсот поселений. И до сих пор в каждом формировался самостоятельный орган власти, с представительным органом, с исполнительным органом. В результате очень много вопросов задают и губернатору, и главам муниципальных образований. Люди спрашивают — почему на одной какой‑то небольшой территории существуют по два муниципальных образования, две власти. Это и стало посылом к изменениям. Сейчас мы рассматриваем и разрабатываем законные варианты укрупнения таких муниципальных образований. Предложения, которые будут вноситься в качестве законопроекта в Законодательное собрание, еще требуют проработки. Одно из основных предложений — депутат, который избирается в поселении, будет депутатом районного совета. Вот в этой части есть видимая экономия бюджетных средств. И самое главное, как уверяют нас главы, эта модель — более приближенная к гражданам. Так депутаты будут отстаивать интересы именно того населенного пункта, который они представляют.

Прямых выборов в представительный орган районного уровня уже сегодня нет в Тындинском районе. Райсовет состоит из 20 глав поселений, входящих в состав района, и 20 депутатов от каждого из этих поселений.

Укрупняться и экономить

38 предложений об укрупнении муниципалитетов поступило в правительство Приамурья от органов местного самоуправления. Все больше амурских поселений ради экономии средств хотят объединиться и работать в режиме «один за всех и все за одного». В условиях серьезного бюджетного дефицита решение это абсолютно правильное, считают в правительстве области, ведь это еще одна возможность экономить бюджетные средства. Власти региона готовы всесторонне поддерживать вновь созданные муниципалитеты. Так, в следующем году казна Приамурья собирается выделить на помощь объединившимся муниципалам 36 миллионов рублей.

— Сегодня в 94 муниципальных образованиях поселенческого уровня численность населения не превышает пятисот человек. Как показывает практика, такие сельские поселения испытывают дефицит кадров и финансовых средств, и затраты на их содержание целиком ложатся на областной бюджет, — заметил на встрече с главами районов губернатор Амурской области Олег Кожемяко. — В связи с этим очевидна необходимость принятия мер по объединению таких небольших территорий, в том числе с более крупными муниципальными образованиями.

По этому пути Приамурье идет уже несколько лет. Так, в Свободненском районе из 23 поселений образовали 15. В этом году муниципалы объединились в Белогорском, Зейском, Ивановском и Константиновском районах. Сэкономленные средства направляются на развитие территорий. По словам главы Свободненского района Юрия Романова, проведя анализ бюджета объединенных поселений, выяснили, что экономия составляет порядка 3 миллионов рублей в год.

— Также сократилось количество депутатов, а это экономия бюджетных средств на выборы и глав поселений, и депутатов сельских советов. Также объединение сельсоветов облегчает взаимодействие с населением и обеспечивает определенный уровень «управляемости», — считает Юрий Романов.

Кроме того, получаемые вновь созданными муниципалитетами в качестве поощрения от правительства области средства идут на решение глобальных нужд. Так, в 2013‑м вновь образованные в районе сельсоветы получили свыше 7 миллионов рублей. «Все эти деньги пошли на освещение сел, ремонт клубов и административных зданий, покупку необходимой техники», — перечислил глава Свободненского района.