Пионеры газомоторки

Благовещенец Алексей Шевченко за рулем переоборудованной под газ иномарки Toyota Cresta провел более двух лет. За это время к газовому автомобилю нареканий не было. «Железный конь» на голубом топливе не подводил своего хозяина ни в летнюю жару, ни в зимний холод. Совсем недавно он расстался с гибридом. Однако переводить на газ свое новое авто горожанин не торопится. Говорит, цена на газ поднялась.

— Сейчас у меня на новом автомобиле нет газового оборудования, но по поводу его переделки еще подумаю, — говорит Алексей Шевченко. — Когда в 2011 году я переводил «Кресту» на газ, топливо стоило 16 рублей, сейчас его цена — 22 рубля. Понятно, что на фоне роста стоимости бензина, это выгоднее, но ведь установка оборудования тоже стоит определенных денег. Можно, конечно, и в 15 тысяч уложиться, а можно и в 30, если поставить новейшее оборудование.

По словам Алексея Шевченко, первым в семье на газомоторное топливо свой автомобиль перевел его отец. С голубым топливом он связан непосредственно, так как работает на профильном предприятии. Его рабочий автомобиль — отечественный ЗИЛ — ездил на газе. Логика перехода на углеводороды семейного транспорта была проста: если газовый грузовик выдерживает и зимнюю и летнюю эксплуатацию, то почему бы не попробовать установить газобаллонное оборудование (ГБО) на японском автомобиле. Под модернизацию пошел «прожорливый» микроавтобус Nissan Elgrand с объемом двигателя 3,3 литра. Ощутив экономию и преимущества езды на сжиженных углеводородах, примеру отца последовали остальные члены семьи.

Продвинутый октан

Владельцы переоборудованных под газ автомобилей отмечают, что в эксплуатации такое транспортное средство ничем не отличается от бензинового. А вот преимуществ у гибридных авто хоть отбавляй. Во-первых, при нынешних ценах на бензин газовые лошадки позволяют экономить на топливе до 50 тысяч рублей в год. Во-вторых, имея два полных бака (бензиновый и газовый), практически вдвое увеличивается пробег автомобиля от заправки до заправки. Если в автомобиле заканчивается газ, система автоматически переводит двигатель на бензин. Происходит это без потери мощности и каких-либо толчков, а потому смена может осуществляться даже на высокой скорости.

2

мобильных и одна стационарная АЗС заправляют машины газом в Благовещенске

Есть и еще плюсы у газа, пусть не такие явные. К примеру, экономия в сумме будет не только на топливе, но и на ГСМ. Ведь при езде на газе масло в двигателе нужно будет менять реже. Газ, в отличие от бензина, не смывает со стенок цилиндра и поршня двигателя масляную пленку и не разжижает масло, а высокое октановое число газа — 105 — существенно снижает детонацию при любой нагрузке. В результате моторесурс двигателя увеличивается.

Однако есть ряд контраргументов, которые выдвигают сторонники бензиновых двигателей. Прежде всего — дороговизна газового оборудования и взрывоопасность.

Собрат бензобака

От 15 до 30 тысяч рублей — и сделать «газоспособным» можно практически любой автомобиль,  от «Лады» до джипа и грузовика, говорят специалисты. В областном центре услуги по установке газового оборудования на машины оказывают несколько мастерских. Еще одна действует в Белогорске. 

— Переоборудовать автомобиль стоит от 25 тысяч рублей в зависимости от модели, количества цилиндров и мощности, — говорит главный инженер «Амургаза» Григорий Турбанов. — Цена может доходить до 50 тысяч рублей на такие автомобили, как Toyota Tundra. В среднем же установка ГБО и настройка автомобиля с четырехцилиндровым двигателем обойдется в 30 тысяч рублей. На современных моделях авто, напичканных электроникой, устанавливается итальянское оборудование с газовой системой впрыска, которая предполагает подачу необходимого количества газа к каждому цилиндру через отдельную форсунку.

30

тысяч рублей — средняя цена установки газового оборудования на автомобиль

Установить газоснабжающее оборудование можно в течение двух суток. На иномарку специалистам иногда приходится тратить до 4 дней. Основное время требуется на отладку настроек, чтобы обеспечить максимально выгодный режим работы автомобиля. Считается, что расход газа превышает бензиновый на 15 %, однако в «Амургазе» утверждают, что их мастера научились настраивать расход голубого топлива «один в один».

С переходом на газ можно добиться внушительной экономии (см. инфографику). Все зависит от того, как часто автомобиль используется, насколько он мощный. То есть выгода будет ощутимее, если автомобиль в среднем пробегает около 200 километров. Литр самого ходового бензина АИ-92 на благовещенских заправках сегодня стоит 34,8 рубля. Литр сжиженного газа — 22 целковых. Экономия вырастает в разы, если речь идет о рабочих «лошадках» предприятий и в целом корпоративном транспорте — топливные расходы в структуре затрат любого предприятия стоят на первом месте.

Мода на газ прошла

Сегодня свой транспорт газом заправляют несколько крупных предприятий города, среди которых есть МУПы, такси, транспортные компании. Одно время газомоторное топливо было популярно у частных автобусных перевозчиков. Однако сегодня маршрутка с газовым баллоном под днищем стала редкостью. Всего же на альтернативном топливе по дорогам областного центра, по подсчетам специалистов «Амургаза», ездят более 200 различных авто.

2

суток требуется, чтобы перевести машину на газ

По словам Григория Турбанова, в последние годы спрос на газ начал падать, несмотря на бензиновый рост цен. Интерес к газомоторному топливу упал как у новых клиентов, так и у тех, кто ездит на углеводороде. Еженедельно к газовикам на переоборудование привозят один-два автомобиля. Из-за низкого спроса частные фирмы по установке ГБО вынуждены сворачивать деятельность. На их месте появляются новые, но ненадолго. Причина — удорожание сжиженного газа. Как следствие — срок окупаемости газобаллонного оборудования увеличивается, а экономия от разницы в цене топлива тает.

— Перспектива, что газ будет дешевле, есть, — говорит Григорий Турбанов. — Если планы «Газпрома» по строительству газоперерабатывающего завода в Приамурье сбудутся, то стоимость газа будет меньше.

Перспектива метана

Сегодня все автомобили в Амурской области, работающие не на бензине, используют пропан-бутановую смесь. В недалеком будущем в Приамурье появится возможность заправлять автомобили компримированным природным газом — метаном — это самый дешевый из применяемых видов автомобильного топлива в России. Заправок, где можно купить такое топливо, в Амурской области пока нет, но ситуация может измениться уже в ближайшие три-четыре года.

Автоэксперты, опрошенные АП, отмечают, что в ближайшем будущем рынок газомоторного топлива Приамурья оживится. В первую очередь толчок этому дадут реализуемая в стране государственная программа по переходу на экологичные виды транспорта, а также приход в регион «Газпрома», который намерен построить в Амурской области магистральный газопровод «Сила Сибири» и газоперерабатывающий кластер.

22

рубля — стоимость 1 литра сжиженного газа

Правительство России в мае 2013 года издало распоряжение о переводе на природный газ (метан) к 2020 году половины общественного транспорта в городах-миллионниках. В городах с населением более 100 тысяч человек на газомоторное топливо будет переведено 10 % общественного и коммунального транспорта. Для выполнения этого плана сегодня по всей стране создается развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) — станций для заправки автомобилей природным газом. Эту масштабную задачу взял на себя «Газпром», точнее, его дочка — «Газпром газомоторное топливо». По плану до 2020 года во всех регионах России будет построено свыше 2 тысяч АГНКС.

В Приамурье газовые АЗС могут появиться гораздо раньше. Как отметил гендиректор компании «Газпром Трансгаз Томск» Анатолий Титов, отвечающей за реализацию планов газового концерна в Амурской области, преимущество метана в том, что цены на него регулирует правительство. Существует постановление, по которому предельная стоимость на сжатый природный газ, производимый на АГНКС, не должна превышать 50 % от стоимости бензина марки АИ-80, реализуемого в регионе, включая налог на добавленную стоимость. Соответственно, если бы сейчас на территории Амурской области существовали подобные АГНКС, то стоимость топлива на них не превышала бы 16 рублей.

Использование газа в автомобилях исключает воровство (слив) топлива, что дает предприятию дополнительный доход — 20—30 % экономии расходов на топливе.

В Томске автобусы перевели на газ

Что дает автогазификация, журналист АП смог увидеть на улицах Томска. Здесь практически все маршрутные автобусы уже переоборудованы. На их крышах установлены в ряд газовые баллоны по 5—6 штук. Почему именно общественный транспорт стал главными потребителями газа? Дело в том, что он здесь частный, а частники умеют считать свои деньги и сравнивать. На бензиновой АЗС Томска ценник выходит за отметку 30 рублей/литр, а на газовой АЗС всего одна строка: «Метан — 11 рублей/кубометр». По словам водителей, по расходу в пересчете на километры кубометр дает даже больше, чем литр. В том, что это правда, амурские водители смогут убедиться уже совсем скоро.

— Газ может использоваться на любом транспорте. Переоборудовать, например, легковой автомобиль для работы на компримированном природном газе (метане) обойдется в среднем в 60 тысяч рублей, — рассказал АП главный инженер филиала «Томск Автогаз» Александр Железнов. — Для сравнения: установка оборудования для пропан-бутановой смеси обходится в 20 тысяч рублей, но в отличие от метана у пропан-бутана стоимость выше, порядка 18—20 рублей. Как правило, компримированный газ выбирают частные предприятия, которые привыкли считать средства. Среди обычных автомобилистов спрос невысок, поскольку пробег у рядового автомобиля небольшой. В основном на газ переводят рабочие «лошадки», которые приносят деньги, — спецтехнику коммунальных предприятий, общественный транспорт, такси и подобные.

Одна газовая АЗС может обслуживать до 250 автомобилей в сутки. В среднем на заправку одного автомобиля 50—60 кубометрами газа уходит около 5 минут.

МНЕНИЕ

Выгоднее бензобака

Автоэксперты, опрошенные АП, сходятся во мнении, что газовая модернизация автомобиля окупается при годовом пробеге от 15—20 тысяч километров и расходе бензина в 15—20 литров на 100 километров пути. Переоборудование машины под компримированный природный газ (метан) обходится примерно в три-четыре раза дороже, однако стоимость этого вида топлива в полтора-два раза дешевле распространенной пропан-бутановой смеси. Стоимость пропан-бутана, как продукта нефтепереработки, привязана к цене черного золота на мировых рынках. Стоимость природного газа не зависит от конъюнктуры нефтяных рынков. Цену на метан устанавливает государство — она не должна превышать половины стоимости бензина марки АИ-80, продаваемого в регионе. Какой вид газомоторного топлива выбрать, каждый водитель будет решать для себя сам. Выгодно ли сегодня переводить автомобиль на газ — в инфографике АП.