Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №20 (28911) от 28 мая 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
31 мая 2020,
воскресенье

Между словом и делом: рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств»

Сказать, что Джексон снял откровенную халтуру нельзя, но...

Кино

Завершение кинотрилогии «Хоббит» безраздельно царствует в российских кинотеатрах. Режиссер Питер Джексон, больше не ощущающий на плечах тяжесть Ородруина и Эребора, в «Битве пяти воинств» все-таки обнаружил, что не в силах дальше обращаться с первоисточником с подобающей вежливостью. В результате Толкина в течение почти трех часов всеми силами выталкивают из сюжета в пользу чего угодно: от политкорректности до классического голливудского пафоса насчет того, что love hurts.

Между словом и делом: рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» / Завершение кинотрилогии «Хоббит» безраздельно царствует в российских кинотеатрах. Режиссер Питер Джексон, больше не ощущающий на плечах тяжесть Ородруина и Эребора, в «Битве пяти воинств» все-таки обнаружил, что не в силах дальше обращаться с первоисточником с подобающей вежливостью. В результате Толкина в течение почти трех часов всеми силами выталкивают из сюжета в пользу чего угодно: от политкорректности до классического голливудского пафоса насчет того, что love hurts.

Затеяв продолжительную чехарду с подзаголовками фильмов франшизы, создатели «Хоббита» все же вынесли саму битву между различными народами Средиземья на первый план — зритель, что вполне естественно, готовился к ней не менее старательно, чем Торин и его гномы. Как ни странно, первый сценарный провал картины зритель может наблюдать сразу после великолепной сцены сожжения Эсгарота и битвы лучника Барда с драконом Смаугом. Убив дракона, Джексон на час с лишним оставляет публику тет-а-тет с прелюдией к драке, и эта прелюдия показательна в первую очередь растянутыми во времени, часто лишенными здравого смысла и очень ненатуральными поступками персонажей, которых, напомним, не Питер Джексон сочинил. 

Дракон падает, пробитый стрелой, выпущенной Бардом (как бы это сказать) — из собственного сына. Затем новоявленный герой, коему предлагают править Эсгаротом, незамедлительно превращается в идиота, который хватается и за оборону, и за пропитание, и за раздачу лекарств, по ходу пытаясь разъяснять на пальцах королям эльфов и гномов. Все это время зритель недоумевает насчет персонажа Алфи, который жителям Эсгарота был известен как подлый прихвостень бежавшего бургомистра — презрительно дергая лицом, новый руководящий товарищ оставляет его при себе, очевидно, как единственного опытного административного работника. Мало того, доверяет безопасность собственных детей помощнику, который до этого не справился ни с одним заданием и все время норовит переодеться в бабьи юбки и убежать.

В это время — пока весть о гибели Смауга разносится по всем краям Средиземья с помощью птичек — король Торин в шубе и, конечно, короне чахнет над златом и ищет Аркенстон (этот момент забавлял еще в книге, но в картине он куда более визуализирован) в горе сокровищ, размерам которой позавидовала бы любая угольная куча возле крупной ТЭЦ. Остальные гномы ходят на цыпочках и печалятся насчет королевского умопомрачения, хотя близость угрозы, да еще и с нескольких сторон, понятна и ежу. Бильбо ведет себя согласно первоисточнику, а потому — гораздо более логично, чем все остальные. Похожие друг на друга в военной амуниции орки Азога и гномы Даина топают к Горе со скоростью японской электрички, эльфы демонстрируют отличную строевую подготовку перед восседающим на боевом лосе Трандуилом. 

Чтобы мы не заскучали от этих превентивных мероприятий — а они необычайно скучны, причем для тех, кому все же не очень скучно, используется slo-mo совершенно бытовых сценах — автор разыгрывает потрясающую по своей бессмысленности сцену освобождения Гэндальфа из плена отрядом супергероев в лице Элронда, Сарумана, Радагаста и Галадриэль. Пока первые двое показывают призракам навыки ближнего боя, безуспешно пытаясь бить бесплотных противников мечом и палкой, эльфийская владычица понимает серьезность ситуации, превращается в Самару Морган и орет на нарисовавшегося на горизонте Саурона благим матом. Черный властелин, как и любой другой мужчина в подобной ситуации, предпочитает убраться от греха подальше, Гэндальфа увозят на санках зайцы, а для чего это все затевалось в сюжетном плане — ну так, для затыкания очередной дыры.

Затем все-таки наступает Битва, которой так гордился режиссер в предпремьерных интервью. А следом приходит и очередное разочарование, потому как самая амбициозная баталия в послужном списке Джексона по размаху не дотянула и до осады Хельма в «Двух твердынях». Нет, конечно, радостно дописанные к книжке черви-камнееды, позаимствованные то ли у «Дюны», то ли у ужастика «Дрожь земли», осадные твари, закованные в броню тролли и прочая накопленная Азогом сотоварищи нечисть впечатляет, но, впечатлив, мгновенно проваливается в небытие, чтобы зритель как можно скорее о ней забыл. Туда же проваливается вторая армия орков в полном составе, так и не приняв участие в сражении — тупо не дошли. С орками в третьей части франшизы вообще беда — их неисчислимое количество тает само по себе и к финальной битве сводится к парочке предводителей.

Первый удар принимают на себя совершенно неготовые к этому гномы и эльфы — ровно по первоисточнику, в котором, правда, у сил Добра все же было время на небольшое военное совещание. Дальше начинаются несколько странные попытки продемонстрировать науку побеждать и с той, и с другой стороны — чего стоит только оборона людьми уже наводненного орками Дейла или отход эльфов и гномов не за стены Горы, а просто к ним. Силы зла тратят кучу усилий на совершенно ненужные мероприятия вроде заманивания Торина в ловушку, куда Торин и сам радостно едет верхом на подвернувшемся откуда-то баране: сельскохозяйственные животные здесь вообще в армейской чести, Даин Железный Сапрог, к примеру, приехал воевать на блаженно похрюкивающей боевой свинье. Но обе стороны упорно не заканчивают битву в ожидании прозрения Торина и выхода на сцену его Отряда. Мы как бы видим, что исход сражения многотысячных армий должны решить 13 воинов, всю ночь накануне таскавших камни. Они, кстати, перед тем как броситься в бой, снимают с себя кольчуги, латы и шлемы, в которых щеголяли под прикрытием крепостных стен до начала Битвы — надо полагать, от усталости.

По Толкину исход битвы решал Беорн, но этого Джексон позволить не мог из уважения к передовым персонажам, поэтому гроза орков прямо в медвежьем обличии десантировался с орла в гущу сражения, махнул лапой и исчез в том же направлении, что и множество персонажей и существ до него. Ах, да — Леголас, вполне себе органично чувствовавший себя в сюжете второй части трилогии, здесь притянут за свои остроконечные уши вместе с влюбленной в Кили Тауриэль. Половину битвы эльфы где-то подозрительно шлялись вдвоем, после чего взяли каждый себе по перформансу с кувырками и ужимками — от грации, которую герои демонстрировали ранее, не осталось и следа, и тем, кто соскучился по эльфийским боевым искусствам, лучше внимательнее следить за королем Трандуилом с двумя мечами. На Тауриэль возложена дополнительная задача прочесть короткий и мучительно пафосный монолог о любви над телом любимого, начинающийся со слов «Я хочу его похоронить».

Толкин в «Хоббите» рассказывал нам простую историю о том, что алчность разъединяет так, что объединить может только общий, безжалостный и не ведущий переговоров враг. Джексону такие штучки не по статусу: эльфы у него норовят уйти с поля боя, даже положив на нем основную часть своей армии, словам Гэндальфа о приближении орков никто и не думает верить —  мол, плети, плети, старый маразматик, — а сами орки несут какую-то выдающуюся чушь о своих далеко идущих стратегических планах и лучше бы они просто воевали за золото или из ненависти ко всем остальным. Вся эта катавасия не вызывает никакого воодушевления: небрежно снятую сцену битвы у ворот Мордора в «Возвращении короля» можно было легко простить из-за общей крутизны происходящего, мотивация же героев в завершении «Хоббита» чересчур неочевидна.

При этом сказать, что Джексон снял откровенную халтуру нельзя. Здесь все так же летают камеры, шагают армии, и языки огня лижут крыши минуту назад еще мирных домов. Но от ощущения, что напоследок Джексон, которому довелось провести в мире, придуманном совсем другим человеком, последние 15—16 лет, решил оставить размашистую надпись «Здесь был Питер», избавиться нельзя. А в таких случаях, как известно, раздражает не скромный размер букв или плохой почерк автора, а совсем другое — две трети любимой сказки рассказывали, только украшая ее деталями и подробностями, а в итоге герои пришли в начало «Властелина колец» какой-то кривой дорожкой.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиардФильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевиденияВ произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»
Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»
Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом
Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга
Не останьтесь без билетов: главные кинопремьеры 2020-го

Чехов в полный рост появится на фасаде благовещенской библиотекиОбщество
Сити-фермерство, ветеринария и фитнес: новые мастерские открываются в амурских колледжахОбщество
Работник Покровского рудника украл золото на 1,1 миллиона рублейПроисшествия
В Первомайском парке Благовещенска откроют комнату матери и ребенкаОбщество
Гороскоп на 30 мая: Львы будут поучать, а Весы всех веселитьСоветы
Первоначальный взнос по ДВ-ипотеке снизят до 15 %Экономика

Читать все новости

Кино

Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Приходи к нему лечиться: рецензия на новый фильм «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Система Orphus