• Начальная школа в селе появилась в 1905 году, сейчас  здесь учится около 100 детей.
  • Анатолий Сидоренко — прямой потомок переселенцев в Аркадьевку.

Село было образовано в 1892 году и  названо в честь военного губернатора Амурской области Аркадия Семеновича Беневского. Первоначально оно было названо «Аркадие-Семеновка» (по другим сведениям — «Беневское»), но позже в названии осталось только имя губернатора. Самого же Беневского в селе мало кто помнит.

Об истории села, о том, что строили в этих местах каторжане и почему сейчас в деревне всего одна улица, узнавала АП в проекте «Имя на карте».

 «Ах ты, бамовец проклятый!»

В начале 20-го века напротив села на левом берегу реки Архары  находились лагеря каторжан. Они располагались по всему району, заключенные жили в деревянных бараках и на тачках возили песок для отсыпки полотна дороги. Именно они начали строить амурскую колесную дорогу, которая стала основой современной трассы, соединяющей Архаринский район с областным центром. Также в 1905 году  каторжане начали строить железную дорогу Транссибирской магистрали, полная протяженность которой от Владивостока до Москвы составляет почти 9,5 тысячи километров. Кстати, именно благодаря этому сообщению через пару лет и появилась станция Архара.

Удивительно, но тех, кто трудился в колониях поселений и строил Транссиб, называли бамовцами. Почему это происходило и как они были связаны с Байкало-Амурской магистралью, которую начали строить несколько десятилетий позже, никто вспомнить уже не может, но в сознании жителей села настойчиво всплывает старое ругательное выражение «Ах ты, бамовец проклятый!». По словам Татьяны Великановой, жители деревни очень боялись заключенных. Хотя среди каторжников были и простые люди, и политзаключенные, которые за неосторожное слово или незначительный проступок отправлялись в ссылку на Дальний Восток.  

Именно «бамовцы» в 1908 году построили деревянный мост через реку Архару.  Однако уже в следующем году его смыло половодьем. Потом строили паромную переправу, понтонный мост, и наконец уже в 80-х годах чуть ниже по течению появился ныне существующий мост. Кстати, на месте первой переправы, которую строили заключенные, до сих пор видны деревянные столбики, торчащие из земли.  

В 1905 году в селе существовал свой базар, где среди прочих было и 10 китайских лавок.

Путь длиной в два года

Село ведет свою историю с 1892 года, но самые старые постройки датируются лишь 1903—1905 годами. До этого почти десятилетие первые поселенцы жили в лачугах, временных срубах и землянках. В первый год прибытия на эти земли на хуторе появилось всего два дома, но уже через год поселение стало расстраиваться. Родственники основателей села до сих пор живут в домах своих предков. Например, правнук одних из первых поселенцев Кириленко.

— Первые жители села прибыли сюда с Украины из Полтавской губернии, — рассказала об основателях села учитель истории аркадьевской школы Елена Крынина. —  Многие старожилы рассказывали, что их предки очень долго добирались сюда, от года до двух лет. Ехали на лошадях, на плотах спускались по Амуру, поднимались по реке Архаре. Многие приезжали на перекладных, несколько семей даже погибло в долгой дороге из-за голода.

Елена Александровна объяснила, чем же привлек жителей Украины суровый Дальний Восток, а именно Амурская область. Здесь было много неосвоенной земли, а для желающих сюда переехать предлагались бесплатно большие наделы, хорошие подъемные деньги. Учитывая, что рядом граница с Китаем, те, кто нес дозорную службу,  поощрялись хорошей премией и освобождением от налогов.

Изначально руководство страны, переселяя сюда семьи, надеялось развернуть в Архаринском районе золотодобычу. Однако драгметалл так и не нашли, поэтому люди стали заниматься земледелием: сеяли ярицу, пшеницу, овес. 

Вместе с Кириленко приехала в Аркадьевку и семья Анатолия Петровича Сидоренко. Его предки были кубанскими казаками и одними из тех, кто приехал осваивать не столько Аркадьевку, а весь Дальний Восток. Изначально украинские переселенцы двинулись в сторону  Приморья, но влажный климат им не понравился, и семья решила переехать в Амурскую область.

— Отец никогда не рассказывал о путешествии сюда, да я и не спрашивал, а сейчас уже узнать не у кого, — сокрушается Анатолий Петрович. — Но мне рассказывал мой дядька, брат отца, что в двадцатых годах  прошлого столетия эту землю захватили интервенты, многие селяне партизанили.

Село было образовано в 1892 году и названо в честь военного губернатора Амурской области Аркадия Семеновича Беневского. Первоначально оно было названо «Аркадие-Семеновка» (по другим сведениям — «Беневское»), но позже в названии осталось только имя губернатора.

Японцы и Великая Отечественная

Гражданская война и японская интервенция не обошли стороной Архаринский район. В Архаре, например, установлен памятник партизану Николаю Щукину, которого японцы сбросили с сопки на штыки. В Аркадьевке тоже есть захоронение трех расстрелянных партизан. Свидетели тех зверств рассказывали, что селяне очень боялись японцев. Зная, что захватчики убивают в деревнях не только мужчин, но и мальчиков, всех малышей мужского пола переодевали в платья.

Тридцатые годы в воспоминаниях аркадьевчан — годы голода. За десять лет Аркадьевка зажила лучше: люди работали в колхозе, в домах всегда водилось мясо, масло, мука и мед. Сытой жизни помешала Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт, а женщины с детьми остались работать на полях и в колхозе. Самой главной кормилицей для каждой семьи была корова, без нее, как утверждает Анатолий Сидоренко, они бы не выжили, да и уход за ней нужен минимальный. Каждую весну ее поднимали, чтобы она могла выйти на пастбище, — до того животное было истощено.

— Во время войны мы, дети, мать дома никогда не видели, она все время работала в колхозе, — поделилась воспоминаниями с АП Татьяна Великанова. —  Родителям нашим досталась тяжелая доля. Моя бабушка, бывало, придет домой с работы, при свечах сядет есть и начинает засыпать. И однажды у нее даже волосы загорелись от огня. Она сильно уставала. Вставала в три часа ночи, топила печку, пекла хлеб, кормила скот и к 5 часам шла на ферму. Там она доила коров, возила с полей тыкву, сено, кормила телят… Работы было столько, что я не знаю, откуда они силы-то брали, как выстояли. Я часто их работу на себя примеряю, смогла бы я вынести такой ритм…

Одна улица, остальные — переулки

Сейчас в Аркадьевке  всего одна улица, остальные — переулки. Расстроиться селу не дает месторасположение: с одной стороны река, с другой — сопка.  Однако раньше деревня была меньше и выглядела совершенно иначе: было больше старинных домов, предприятий. Например, в 40-е годы здесь работал промкомбинат, который производил известь, кирпич и черепицу. В колхозе, нынче который выкупил частный фермер,  выращивали овощи, на хозяйственном дворе стояли конюшни, был скотный двор с  телятниками и коровниками… На сегодняшний день в селе работает пекарня, но предприниматель уже решил закрыть производство из-за нерентабельности и убыточности.

Хозяйство держат всего 10—15 % населения села, в отличие от 1990-х, когда у каждой молодой семьи была одна или даже две коровы. Животное давало молоко, у людей всегда были  сметана, масло, творог, мясо. Многие жители вспоминают, что даже без масла можно было вкусно приготовить: на сметане жарили капусту или кабачки. 

Возрастная категория материалов: 18+