• Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

Одна из них — «Лучший режиссер» — может оказаться для Миллера выигрышной просто по принципу справедливости (который, впрочем, если судить по Леонардо Ди Каприо, в случае с «Оскаром» постоянно дает сбои). За свою режиссерскую карьеру 48-летний американец снял всего четыре фильма, причем первый из них документальный, и все они оказались выдающимися. Достаточно вспомнить «Капоте» — пять номинаций плюс статуэтка Филипу Сеймуру Хоффману за лучшую мужскую роль, или «Человека, который изменил все» с шестью номинациями. И это только главная голливудская премия, а помимо нее на полке у режиссера стоят два приза Берлинского кинофестиваля и награда Канн. Ее Миллер получил именно как лучший режиссер и именно за «Охотника на лис» в прошлом году.

Шансы картины и ее создателей на премию «Оскар» оцениваются высоко по многим причинам. Во-первых, в основу сценария легла история, которая потрясла если не весь спортивный мир, то уж точно Соединенные Штаты, и уж точно не только спортивные. Прибавьте к этому плохо укладывающийся в голове перед просмотром, но не слабый актерский ансамбль (Стив Карелл — Ченнинг Татум — Марк Руффало), достойную восхищения работу гримеров и хорошую работу сценаристов. Получившийся более чем двухчасовой фильм сначала испытывает зрителя на прочность, а потом как следует захватывает: у главных фаворитов грядущей кинопремии имеется более чем достойный конкурент.

Отношения знаменитых американских братьев-борцов Дэйва и Марка Шульца с мультимиллионером Джоном Дюпоном, закончившиеся закономерной трагедией, были слишком заманчивой историей, чтобы не перенести ее на большой экран. Идея, что характерно, очень долго искала свое оформление: в частности, в нем должны были сыграть в разные годы такие непохожие актеры, как Гари Олдман, Хит Леджер и Райан Гослинг. Непохожесть — вообще конек Миллера. Он настолько мастерски меняет привычные образы актеров, заставляя их превращаться в собственных персонажей, что не поверить происходящему на экране решительно невозможно. Казалось бы, что тут странного — «качок» Татум играет борца, но поверьте, заподозрить такие актерские возможности в этом исполнителе до «Охотника» никто бы не смог. Занятые в фильме актеры начали работать задолго до начала съемок: усиленно занимались борьбой, штудировали сохранившиеся видео- и аудиоматериалы, общались с очевидцами событий.

Наверное, поэтому картина получилась такой, каким и должен быть хороший байопик. При полном отсутствии даже намека на экшен, скупости диалогов и минимальном количестве значимых персонажей «Охотник на лис» разворачивается в настоящую драму за первые 30—40 минут. За это время зритель успевает разглядеть в непохожих на себя знаменитостях их характеры и вникнуть в сложившуюся ситуацию, назвать ее конфликтом он сможет гораздо позже. Миллер совершенно не заботится о том, скучно вам по ту сторону экрана или нет. Он делает свою трудную работу по восстановлению событий с таким старанием, что, говоря заезженными фразами, «это почти ощущаешь физически».

Непохожесть — вообще конек Миллера. Он настолько мастерски меняет привычные образы актеров, заставляя их превращаться в собственных персонажей, что не поверить происходящему на экране решительно невозможно. 

Благодаря этому зритель вскоре уже не отрывается от экрана. Он смеется, когда Дюпон валяет дурака перед своей престарелой матушкой, вместе с Дэйвом Шульцем ищет слова перед наставленной на него телекамерой и материт на чем свет стоит его младшего брата, который так часто норовит свернуть с истинного пути великого спортсмена. Эту магию режиссер уже демонстрировал в предыдущем фильме, когда ни черта не смыслящие в бейсболе зрители постепенно вовлекались в совершенно неинтересный им процесс. Теперь дело дошло до борьбы, но аудитория слишком быстро понимает, где происходит истинная борьба и что стоит на кону. Реальную трагедию создатели «Охотника на лис» подогнали под нужные им хронологические параметры, однако сделали это с необходимой тактичностью и сумели доходчиво обосновать. Лучшим тому доказательством стала благосклонность к проекту вдовы Дейва Шульца Нэнси. Марк Руффало в кадре щеголяет в очках, действительно принадлежавших ее мужу.

Номинировать и Руффало, и Татума на «Оскара» в одной категории было нельзя, и выбор кинокритиков явно был непрост. Зато о том,  что Стив Каррелл, исполняющий роль Дюпона, достоин шанса на статуэтку за лучшую мужскую роль, они наверняка долго не дискутировали: узнать в этой великолепной работе актера со странным послужным списком практически невозможно. Дело не только в гриме, который ежедневно в течение двух часов наносили на его многострадальное лицо — чего стоят великолепные накладные носы, ставшие прекрасным инструментом. Каррелл напомнил миру, что означают слова «вжиться в роль». Их очень часто произносят в интервью, однако интересующимся советуем найти видеозаписи, на которых присутствует настоящий Дюпон. Похоже, актер несколько месяцев смотрел их вместо телевизора.

Втроем эти парни создают трогательную, завораживающую и местами крайне возмутительную историю о том, чем очень часто заканчиваются заигрывания денег с талантом. Реальные деяния денежного мешка Дюпона потянули бы на хорошую комедию с въездом в пруд на «Линкольне», заявлениями вроде «Я — русский царь» и покупкой танков, если бы не горе, которым это все закончилось для ни в чем не повинных, всеми уважаемых, но нуждающихся в материальной поддержке людей. Закончивший свои дни в тюрьме магнат еще долго пугал и веселил публику своими заявлениями. При этом публика эта потеряла одного из лучших своих детей — очень показательно, что борец Дэйв Шульц пользовался великой популярностью в СССР, несмотря на вечные политические разногласия двух стран.

«Охотник на лис» — одна из многих экранизаций реально происходивших событий, претендующих на награды киноакадемии в этом году. Возможно, это очередное доказательство тому, что жизнь дает не меньше поводов для творчества, нежели фантазия. Так или иначе, история, которая положена в основу фильма Беннетта Миллера, обрела на экране полноценную вторую жизнь. Неизвестно, насколько высоко это оценят киноакадемики, но то, что фильм о братьях Шульцах сразу после выхода в свет стал в некотором роде пособием по режиссерской и актерской работе — это факт.

Возрастная категория материалов: 18+