• Фото: Андрей Анохин
  • Фото: bigpicture.ru

— Наталья Александровна, зачем МЧС нужны психологи? 

— Как и любая другая профессия в системе МЧС, профессия психолога имеет свое направление деятельности. Пожарные и спасатели участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, психологи работают с пострадавшими. «Пострадавший» — слово одно, а категорий несколько. Это и люди, которые непосредственно пострадали от чрезвычайных происшествий, материально или физически, это и родственники пострадавших. Пострадавшими могут быть даже случайные зрители.

Перед нами стоит много задач, но самой объемной я все же назвала бы психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России.

— В чем заключается ваша работа? 

— В литературе это называется «работа с профессиональным контингентом». Она ведется по нескольким направлениям: в чрезвычайных ситуациях, профилактика и работа с личным составом, который участвует в ликвидации ЧС. Каждая профессия откладывает какие-то черты в характере.

Стресс, полученный во время трагедии нашими ребятами, имеет такую же характеристику, как и у пострадавших. Это накладывает отпечаток на личность человека. Чтобы стресс, полученный во время ЧС, не вызвал дезадаптивных нарушений, мы проводим различные мероприятия с личным составом: тестирование, наблюдение, реабилитация. У нас есть специальное оборудование, комната психологической разгрузки.

Тесты показывают дезадаптацию, профессиональное выгорание. Эти процессы происходят очень быстро. 

— Сколько времени проходит, прежде чем человек начнет меняться, станет жестким или циником? 

— Ни одного циника я до сих пор не встретила. Дезадаптация проявляется в нарастающей усталости, апатии к работе, бессоннице, повышенной раздражимости, низкой производительности труда. Как быстро это произойдет, будет зависеть от личностных характеристик человека, от стажа работы, от нервно-психической устойчивости. Много времени не надо, чтобы получить дезадаптацию. Молодые люди, которые только пришли на работу, первое время будут воспринимать работу как что-то связанное с романтикой. Но как только человек адаптируется, войдет в профессию, если не предпринимать профилактических мер, я думаю, через два-три года он получит профессиональное выгорание.

 — Как грамотно предупреждать такие вещи? Дайте совет! 

— Если начальник заметил прекрасного трудоголика, ему надо учесть, что рано или поздно резерв закончится. Пользоваться такими свойствами человека очень опасно: вы потеряете специалиста. Недаром природой придуманы день и ночь — человек должен отдыхать, чтобы сохранить психологическое здоровье и получить высокую продуктивность.

Начальнику надо учитывать, что если он хочет хорошей отдачи от работника, он должен его стимулировать. Хорошо, если есть поощрения материальные или словесные. Не нужно забывать, что работника надо хвалить. Есть такая особенность у руководителей — оценивать специалиста не с точки зрения, что он сделал, а с точки зрения, что он недоделал. Руководитель не спросит, каких усилий работнику стоило добиться поставленной цели, но сделает замечание, что какую-то мелочь не сделал. Конечно, это обидно. Конечно, это приведет к профессиональному выгоранию. 

— Как тогда самому себе помочь? Ведь если завтра начнешь чуть пораньше уходить с работы, совесть не даст уснуть. 

— Очень хорошо, когда у человека есть хобби. Приходя к нам на службу, люди забывают, что оно у них было. Возвращайтесь к своему хобби, это хорошая палочка-выручалочка.

Причем с активной деятельности очень тяжело уйти в отдых, в свое хобби. Мне иногда приходится заставлять людей вспомнить, что они когда-то собирали самолетики, ездили на рыбалку. 

15

лет назад в системе МЧС была создана психологическая служба. Сейчас по всей стране насчитывается более 800 специалистов-психологов, работающих в управлениях МЧС

— Если нет хобби? 

— Придумать. Мне нравится, когда наши сотрудники начинают что-то читать. Я сначала рекомендую легкие, может быть, не всегда высокохудожественные романы. Это позволяет отвлечься. Хорошо, когда есть друзья. 

— Когда к вам приходят на работу, соискатели обязательно проходят тестирование у психологов. Часто ли так бывает, что в трудоустройстве отказывают только по результатам теста? 

— Такое бывает крайне редко. Мои преподаватели утвердили меня во мнении, что плохих людей не бывает. К нам плохие люди не приходят, если человек не годен к работе в МЧС, то это не говорит о том, что он плохой. Просто по профессиональному самоопределению было бы лучше, если бы он выбрал другую работу. Я не вправе не сказать об этом человеку, что здесь ему будет тяжело. 

— Какими чертами характера надо обладать для работы в МЧС? 

— Должна быть дисциплина на высоком уровне, стрессоустойчивость. Есть люди, которым по природе показан свободный график, у нас такого нет, человек будет мучиться. Не каждый человек выдержит все время быть на работе, подчиняться вышестоящему руководству. Некоторым молодым мужчинам в погонах это очень тяжело дается. 

— Для многих работа в МЧС овеяна романтикой, кажется, что это чрезвычайно интересно… 

— Если мотив поступления на работу в МЧС — это романтика или возможность надеть форму, то этот мотив быстро исчерпывается, когда дело касается тяжелой работы. Одним из сильных мотивов становится сама работа, желание работать в этом виде деятельности. Людям нравится помогать, нравится, что это активная работа. 

— Сколько психологов служит в МЧС? 

— Нас всего шесть специалистов на область. Пять человек работают в Благовещенске, и мы очень рады, что сегодня у нас есть специалист-психолог МЧС в Тынде. 

— Почему именно Тынде повезло? 

— Нам, конечно, хотелось бы, чтобы во всех отдаленных районах Амурской области были психологи, но Тында — самый отдаленный район, проблематичный, там бывают и землетрясения, и климатические условия там сложные, есть районы с вечной мерзлотой, туда очень трудно и долго добираться.

«Волшебных слов у нас нет» 

— Мы учитываем реакцию человека во время ЧС. Цель психолога — помочь ему справиться с бедой. Одной из наших задач является профилактика дезадаптивных нарушений, которые в будущем будут мешать человеку справляться с проблемой.

Жизнь человека делится на жизнь до трагедии и после. Настоящее бедствие случается тогда, когда кончается действие стрессогенной ситуации и начинается новый исторический период в жизни человека. Для нас очень важно снизить деструктивные последствия стресса, помочь человеку справиться с горем, по возможности помочь адаптироваться к ситуации, чтобы человек смог самостоятельно решать возникшую проблему. Но опять же, я хочу отметить, что все очень индивидуально, как происшествие, так и человек. Казалось бы, в научной литературе многое расписано и учтено, но на самом деле универсальных техник нет. Что касается слов, которые говорят психологи пострадавшим, также могу сказать, что подбора заученных фраз, волшебных слов у нас нет. Между тем люди, попадающие в тяжелую ситуацию, на контакт сразу не идут.

Считают, что это их проблема. Это неправильно. Есть специальные техники, которые нам помогают в работе. У нас работа такая — мы не выезжаем на праздники.

Когда я поступила на службу, мне говорили о том, что специалистам МЧС нужно научиться привыкнуть к трагедии. Даже спустя семь лет я с этим не согласна. Я не хочу и не могу к этому привыкать. Судьба человека, его жизнь, его проблемы мне не безразличны. Я надеюсь, что мне верят. Я постараюсь помочь человеку справиться с его бедой. Есть психологическая закономерность: когда человек говорит, проговаривает проблему, он находит ее решение. Нам же нужно правильно задать вопрос, понять человека, я же не буду задавать вопросы, как в «Что? Где? Когда?» Важно понять психологическое состояние человека, найти путь помощи.

Человек — существо социальное, ему надо общаться с людьми. Мы этим живем. Если человек болеет физически, то он может выпить таблетку. Когда болит душа —  я не знаю такой таблетки. Слово, общение — это то, чем люди помогают друг другу.

Возрастная категория материалов: 18+