Чтобы разбираться в потребительской экономике, не обязательно быть академиком. Фото: Андрей АнохинЧтобы разбираться в потребительской экономике, не обязательно быть академиком. Фото: Андрей Анохин

Мир, дружба, китайские джинсы

Этот эмоциональный монолог мне пришлось выслушать вчера по телефону. Брал комментарий у одного из крупнейших сельхозпроизводителей Приамурья. В финале он выдал наболевшее. Просто по-человечески обратился — «не для печати». Очень неожиданное мнение от представителя реального сектора экономики. Эти люди и до кризиса не могли похвастаться беспроблемной жизнью, каждый сезон как ужи на сковородке крутятся.

Тут еще санкции, инфляции, стагнации и рецессии. Барак Обама последние остатки оптимизма уничтожил. Дескать, порвал российскую экономику в клочья. Кому после этого верить? Я думаю, истина где-то посередине. Приятного мало, но и смертельного ничего нет. А что, собственно, мы знаем об экономических кризисах? Ровным счетом ничего! На поверхности лишь слепая вера в серьезного дядю из телевизора, газеты или Всемирной паутины.  

Надумал я купить себе джинсы. Скоро весна, а старые, что называется, «уже на подходе». Ничего необычного — привычный сезонный ритуал. С одной лишь разницей, в этот раз шел приодеться с замиранием сердца — как там цены? В итоге обычный бутик-салон известной торговой марки в центре Благовещенска. Место бойкое, вешалки ломятся от обилия одежды. Джинсы, футболки, кофты, куртки, пуховики всех расцветок и фасонов. При этом посетителей на пальцах одной руки пересчитать можно. Люди устало мнутся возле богатого ассортимента. Сердце живет тревогой и мрачными предположениями.

Весь год мы тревожно следили за ростом цен и покупали красную икру на Новый год.

У вешалки с джинсами не верю своим глазам — мои любимые консервативные тяжелые варёнки всего за 1999 рублей. Цена демократичная даже по докризисным меркам. Смотрю на этикетку — привычная «Мэйд ин Чина» по заказу известной марки. Завоз свежий — декабрь 2014-го. Какой-то месяц назад рубль совершал головокружительные кульбиты, уходя в нокаут под ударами евро, доллара и юаня. Однако этот магазин словно застрял в недалеком прошлом.

В принципе я и за такую цену не всегда покупал. На всякий случай оглядываюсь — вот они, «родные». Те же самые, только темнее, и партия старая. Распродажи и скидки никто не отменял. Разброс цен — от 900 до 1200 рублей. Это ж надо, какая щедрость в такое сложное время. Сплошные «Мир, дружба и китайские джинсы».

— Вы цены не поднимали? — на всякий случай интересуюсь у барышни за кассой.

Та в ответ пожимает плечиками и удостаивает мимолетным взглядом. В меня веры тоже нет. Очередной ротозей потолчется между рядами, перемнет и перепутает на вешалках всю одежду и удалится восвояси. Собственно, ответ на поверхности. Народ потерял интерес к шопингу. Все, кто мог, потратили излишки денег еще до Нового года. Одежду и обувь у многих внуки будут донашивать.

Бизнес на яблочном сыре

В старой партии себе ничего не нашел — мой 50-й размер самый ходовой, во время распродаж «выбивается» быстро, я часто не успеваю. Беру свои новые варенки, уединяюсь в примерочной. За стенкой женские голоса. Слышно, что девчонки молодые, студентки.

— Он тебе так и не позвонил?!

— Звонил. Только я трубку не брала. СМС отправила, что диплом пишу, занята.

— Правильно. Пусть попереживает…

— Слушай, а на фиг мне эта кофта?

— Бери и не задумывайся. Еще неизвестно, что завтра будет.

— Да куда оно денется? Вон — все завалено.

— Ты курс рубля давно видела? Нефть дешевле 50 долларов.

— И что?

— Я тебе ссылку на пару западных русскоязычных сайтов дам. Там пишут, что падение нефти может быть бесконечным...

Дальше целая цепочка умозаключений. Я не любитель подслушивать чужие разговоры и до последнего старался не обращать внимания на женскую болтовню. Однако после «бесконечного» падения нефти покрылся холодным потом. Получается, что наше черное золото уйдет в «минус»… и тогда продавцы бензина будут еще и приплачивать своим покупателям?

Осторожно выглядываю из примерочной. Стоят. Прилично одеты, губки подкрашены, глазки подведены. Надежда страны, опора отечества. По виду не глупые, даже сайты читают. В каком университете учатся эти дамы? Они всерьез рассуждают о причинах экономического кризиса, при этом явно не открывали школьные учебники.

Борьба за свободу мышления привела к интеллектуальному рабству.

Расплатился за джинсы, побрел на улицу. Дома сразу к полке со школьными книжками. Нашел «Новые приключения белки и ее друзей». Учебное пособие по экономике для учеников 2—3-го классов. Рядом «Белка и компания», а для детей чуть постарше «Дом в обычном переулке». Несколько лет назад я перечитал их от корки до корки. Зубрил вместе со старшим сыном во время подготовки домашних заданий. Выясняли, зачем филину понижение цен и как противостоять его рейдерским замашкам. Просчитывали рентабельность белкиного бизнеса на яблочном сыре.

Примеры заголовков: «Филин объявляет войну цен», «Ласка и цапля вводят квоту», «Сорока зарабатывает на посредничестве», «Имущество водяной крысы продается с аукциона». Среди определений: «Конъюнктура рынка», «Арбитраж», «Импортная квота» и так далее. Про рентабельность тоже много написано. Эту главу студентки из магазина одежды явно пропустили. Как и многое другое. При этом все расписано простейшим языком, рассчитанным для вчерашних детсадовцев. Можно вместо сказки на ночь читать. Автор — Татьяна Смирнова. Нужно всего лишь смотреть новости, читать те самые сайты, сопоставлять факты и делать собственные выводы.

Против жутких сценариев

В этом году мне предлагали почитать западные аналитические сайты раз пятьдесят. Чтиво еще то, впрочем, это и наших ресурсов касается. В каждой второй публикации фатальные прогнозы и предсмертные конвульсии российской экономики. Потом начиналось утро, но мы продолжали как-то жить, тревожно следить за ростом цен и покупать красную икру на Новый год. Даже китайские джинсы покупаем по докризисным ценам.

Я читал статьи западных аналитиков во время монетизации льгот и внедрения ЕГЭ. Хорошо помню, как обещали нам костры инквизиции и предрекали массовые репрессии геев. Сегодня ни одного пенсионера не заставишь отказаться от монетизации, все геи на свободе, ни одного еретика так и не сожгли. Не припомню ни одного факта, чтобы реальный отличник завалился в ходе Единого госэкзамена, а двоечник получил высший балл. Сейчас очередь за российской экономикой.

Весь минувший год в минуты сомнений я подходил к детской книжной полке и перелистывал приключения белки и ее друзей. Рекомендую всем любителям жутких сценариев. Достойный экземпляр любой школьной библиотеки и серьезный противовес панике. Это то, чему нам вновь предстоит учиться. 2015 год станет периодом перелома сознания. Речь о возрождении трезвого взгляда на вещи. Мы оказались лишены этого четверть века назад, с приходом абсолютной свободы слова. К большому сожалению, возможность убедительно и громко говорить получили не только грамотные и образованные люди.

При отсутствии информационного иммунитета наш человек оказался бессилен отделить правду от откровенного бреда. Провозглашенная борьба за свободу мышления привела к обратному результату и породила интеллектуальное рабство. Хотя нам ли плакать, если в этот кризис мы вступаем, будучи сытыми, обутыми и одетыми.

Возвращение дешевых рублей 

Семья знакомых военнослужащих сидит на коробках и чемоданах. Честно отслужили свое в Серышевском гарнизоне, вышли на пенсию, получили в столице квартиру от государства. Осталось завершить кое-какие дела и к лету двигать на новое место жительства. Берут с собой только самое необходимое. Подержанную мебель, стиральную машинку, холодильник распродали за полцены. Даже рыбок нам своих сбагрили. Спрашиваю: «Не боитесь в пустой квартире новую жизнь начинать?». Ответ: «В Москве массовая интернет-распродажа. Все новое, со скидками, да еще с доставкой на дом. На любой этаж этот холодильник сами запрут, лишь бы его купили. Полтора телевизора по цене одного можно спокойно взять».

Последствия декабрьского психоза, когда деньги вкладывались во все, что «говорит и показывает», не заставили себя долго ждать. Спустя какой-то месяц народ пытается вернуть хотя бы часть потраченных дешевых рублей. Спрашивается — куда спешили? Сегодня не обязательно быть академиком, чтобы разобраться в потребительской экономике. Главное, «не читать до обеда большевистских газет». Так что, прав был профессор Преображенский.

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram.

Возрастная категория материалов: 18+