СЛАБЫЙ РУБЛЬ ДАЕТ ВРЕМЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

— Павел Алексеевич, как чувствует себя «Петропавловск» в условиях нового экономического кризиса в стране? Слабый рубль выгоден золотодобыче или существуют риски для уже действующих предприятий? 

— Российским производителям золота, стоимость которого фиксируется в долларах, ослабление рубля отчасти выгодно. Если национальная валюта ослабляется, то на каждый вырученный доллар мы сможем купить у себя и на рубли больше товаров, необходимых для ежедневной деятельности. Рублевая составляющая — то есть то, что мы покупаем в России, — это приблизительно 85 % в нашей себестоимости. Поэтому на протяжении какого-то периода определенные преимущества будут для всех золотодобытчиков. Но нельзя сказать, что эффект будет долгосрочным. Цены растут. Мы наблюдаем это и в обыденной жизни, когда начинают расти цены даже на товары, произведенные в России. Можно назвать это инфляцией.

Большинство поставщиков, с которыми мы работаем, покупают импортные компоненты или работают на импортном оборудовании, которое нужно обслуживать. То есть за вырученные рубли они теперь смогут купить меньше запасных частей. Как следствие — будут повышать цены для нас. Но определяющий момент для нас — это электричество и дизельное топливо, они составляют почти 50 % в нашей рублевой себестоимости. И именно динамика цен на них и будет определять, как долго мы будем ощущать преимущества, которые дает ослабления рубля.

— В условиях этой неопределенности, когда и рублевая себестоимость может повыситься, не грозят ли «Петропавловску» оптимизация, сокращения, замораживание проектов?

— Цена на золото упала уже практически три года тому назад. Сейчас ситуация на этом рынке в целом стабилизировалась. Цена держится в определенном коридоре, что позволяет ответственно планировать деятельность. Большинство оптимизационных решений мы уже претворили в жизнь в 2013 году, и они были направлены преимущественно на сервисные и управляющие компании. На производстве мы сокращали в основном «пустые» штатные единицы. Этот процесс мы прошли, и задача сокращения перед нами сейчас не стоит.

25

миллионов долларов вложит в 2015 году компания «Петропавловск» в геологоразведку

Что касается проектов — ни один не был заморожен, только один — автоклавный комплекс — был замедлен. В чем замедление? Мы вкладываем в строительство комплекса доступные деньги, то есть не привлекаем новые заемные средства. В этом году потратили около 30 миллионов долларов на автоклав, работы идут и будут продолжаться. Я называю цены в долларах, потому что переводить в рубли сложно в связи с колебаниями курса.

Если вспомнить 2013 год, то «Петропавловск» тогда пребывал в более сложной ситуации, чем сейчас. У компании был долг в размере около миллиарда долларов, значительное количество упорных руд на балансе и, как следствие, необходимость оперативного ввода автоклавного комплекса, который позволил бы вести их промышленную отработку. Тогда достаточно оперативно были приняты решения, которые позволили компании сохранять производство. Одно из них — сохранение инвестиций в геологоразведку. Это работа на перспективу для обеспечения предприятий неупорными запасами и ресурсами. Геологоразведка позволила нам обеспечить предприятия неупорными запасами и отложить пуск автоклавного комплекса до 2019 года. В 2015 году у нас вновь запланированы достаточно большие затраты на разведку и поиск — около 25 миллионов долларов. Мы остаемся верны избранной стратегии и интенсивно ведем подготовку новых ресурсов и запасов, чтобы обеспечивать будущее компании.

— На какие территории делаете ставку в геологоразведке?

— Работы ведутся во всех районах деятельности компании. Прежде всего в Селемджинском. Интенсивные работы проходят на лицензионных площадях, тяготеющих к Албынской фабрике. Там выявлено месторождение, которое мы назвали Эльгинское. Уже понятно, что оно будет крупным, с него будет подаваться руда после исчерпания Албынского месторождения. Интенсивно разведываем месторождение Угличкан. Его первая очередь будет готова к эксплуатации всего через год после начала оценки месторождения. Опытные партии руды оттуда сейчас проверяют на Албынской фабрике.

ГЕОЛОГИ ОТКРЫЛИ АЛЕКСАНДРУ

— Серьезные вопросы с запасами возникали у Маломырского рудника. Какова сейчас ситуация?

— Маломырский проект в 2013 году оказался, пожалуй, в самой сложной ситуации. На Маломырском месторождении преобладали упорные руды. Для их переработки нужен был автоклавный комплекс, пуск которого откладывался. Здесь геолого-разведочные усилия оправдали себя в полной мере. На флангах Маломыра мы нашли и продолжаем находить пусть не крупные, но богатые объекты, которые позволят поддерживать производство вплоть до того момента, когда мы достроим автоклав.

Мы также продолжаем разведывать территорию вокруг Пионера, где геологи обнаружили достаточно крупный объект — его назвали Александра. Мы считаем его отдельным месторождением. Интересные результаты и на самом месторождении Пионер, которое мы уже долгое время отрабатываем открытым способом. Его геология такова, что среди массы достаточно убогих по содержанию руд попадаются существенно обогащенные участки — мы называем их рудными столбами. И есть предположение, что эти рудные столбы уходят достаточно глубоко. То есть на глубине могут быть существенные запасы. Поэтому с января мы начали реализовывать программу разведки глубоких горизонтов, которые нельзя отработать открытым карьером, но которые могут быть пригодны для подземной отработки. Мы оцениваем эти запасы в 60—100 тонн. Однако, чтобы точно проверить правильность нашей оценки и потенциала месторождений, потребуется время.

Продолжаем работать в спокойном режиме и не планируем брать кредиты.

— Получается, начало отработки Пионера подземным способом может стать интересным поворотом в профессиональной деятельности ваших коллег. Многие из них много лет проработали на Токурском руднике, единственном предприятии в Амурской области, которое вело подземную добычу рудного золота.

— Да, можно сказать, сбудется «кошмарный сон» Сергея Егоровича Ермоленко, придется вернуться в прошлое — а начинал он с должности подземного проходчика — и вновь уйти под землю (смеется).  

— Вернемся к деньгам и долгам. Как в условиях резкого подорожания банковских кредитов компания планирует развивать свои проекты? Ведь прежде «Петропавловск», как и многие крупные предприятия, развивал производство благодаря именно заемным средствам. 

— Кредиты — а они у нас долгосрочные — мы обслуживаем, постепенно сокращая их размер. Буквально на днях мы опубликовали новость о конвертации части наших облигаций — так называемых «бондов» в акции компании. Это позволит существенно сократить наш долг и является хорошей новостью для компании. Окончательные же сроки погашения задолженности наступят примерно 2018 году. Наши основные кредиторы — Сбербанк и Внешторгбанк. Весь наш бизнес-план, который мы предоставляли банкам и по которому работаем сейчас, убеждает кредиторов, что проблем с выполнением обязательств по погашению или обслуживанию процентов по кредиту нет. Да, наши кредиты номинированы в долларах. И действительно, для многих предприятий и граждан, которые оказались в такой же ситуации, в связи с подорожанием доллара выплата становится большой проблемой. Правда, наше положение в данном случае более благоприятно, и этот фактор, обычно беспокоящий в кризисной ситуации, существенной роли не играет. Но мы не планируем брать новые кредиты. Как я уже сказал, оттянули запуск автоклавного производства, чтобы оплатить его из собственных средств, опираясь на то, что мы зарабатываем.

— Каковы задачи «Петропавловска» на 2015 год, какие направления в приоритете, от чего придется отказаться? Интересна судьба Покровского колледжа, который остался без областной поддержки.

29,5

тонны драгоценного металла добыто в Амурской области в 2014 году. Более 19 тонн — на счету группы компаний «Петропавловск»

 — Производственный план на 2015 год примерно на полторы тонны превышает показатель 2014 года. Это связано с тем, что повысилось качество запасов, содержание в ряде рудных тел, что соответственно скажется на производстве. Все проекты мы продолжаем. От всего, от чего было можно отказаться в 2013—2014 годах, мы отказались, поэтому продолжаем работать в спокойном, крейсерском режиме. Конечно, всегда есть направления для улучшения, поэтому будем работать над оптимизацией расходов, логистикой, закупками. Ну а что касается горного колледжа — он будет работать. Да, это достаточно большая финансовая нагрузка для компании. Но квалифицированные кадры нужны всегда, а теперь особенно.

«ПЕТРОПАВЛОВСК» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ  «ТОЧЕЧНОЙ СЕЛЕКЦИЕЙ» МЕСТОРОЖДЕНИЙ

— По данным за прошлый год, производство в открытых карьерах на предприятиях «Петропавловска» снизилось по сравнению с прошлым годом. Не секрет, что амурчане привыкли, что добыча у компании год от года росла? С чем связано снижение?

— «Петропавловск» показал тот объем производства, который был запланирован изначально. Производственные планы и показатели определяются не только желанием руководства компании или акционеров и даже не производственными мощностями. Они зависят также от доступности и состояния подготовленных к эксплуатации запасов: каково их качество, какое содержание золота. Качество запасов меняется от года к году. Мы не можем сказать, что у нас стабильно уменьшается содержание или оно стабильно увеличивается. Мы вскрываем и подготавливаем к эксплуатации разные рудные тела на разных месторождениях. Иногда содержание оказывается выше, иногда ниже — сколько дала природа. Мы не занимаемся «точечной селекцией» и вынимаем любые содержания, стараясь отрабатывать месторождения целиком в соответствии с законом, технологией и здравым смыслом.

Компания делает такой расчет ежегодно. И в 2014 году мы произвели то количество золота, которое рассчитали. При всем желании мы не могли бы произвести больше. Если мы знаем, что более глубоко находятся запасы с лучшими содержаниями, мы все равно должны извлечь и переработать те, что сверху. На 2014 год пришлась такая геологическая ситуация. У нас работает четыре завода, на этих заводах мы можем переработать около 16 миллионов тонн руды ежегодно. В 2014 году ни один завод не простаивал, по руде мы выполнили план. А дальше — какие содержания пошлет природа.

Возрастная категория материалов: 18+