Фото: pravda.ruФото: pravda.ru

«Не жалеть ни мошек, ни тигров» 

Курс на оздоровление партийных рядов и очищение бюрократического аппарата от массовых явлений мздоимства, «нескромного поведения в быту и на службе» был взят еще в декабре 2012 года — после последнего, XVIII съезда Компартии Китая. Возглавивший в начале 2013 года партию и государство Си Цзиньпин осознает, что для сохранения КПК у власти и обеспечения поступательного развития экономики страны необходимы дальнейшие социально-экономические реформы. Вместе с тем размеры коррупции в китайском обществе стали существенным тормозом в развитии общества. Как было отмечено в решениях партийного съезда, коррупция является «самой серьезной, смертельной угрозой делу социализма и авторитету компартии среди народа».

53

тысячи чиновников попали под следствие по коррупционным делам за 11 месяцев прошлого года. Среди них есть и высокопоставленные военные, и руководители крупных госкорпораций, и партийные функционеры, а также мэры и вице-мэры ряда крупных городов

Довольно скоро после своего избрания Си Цзиньпин дал понять всем, что слова у него не расходятся с делом. Новый лидер страны призвал бороться с коррупцией, «не жалея ни мошек, ни тигров», подразумевая под этим антикоррупционный контроль над всеми властными структурами снизу доверху. Первой ласточкой из числа «тигров» оказался бывший член Политбюро ЦК КПК Бо Силай, замешанный в крупных коррупционных скандалах и осужденный к пожизненному заключению. 

Факты новых арестов и разоблачений становятся достоянием гласности. В начале декабря 2014 года информационное агентство «Синьхуа» сообщило об аресте постоянного члена политбюро КПК Чжоу Юнкана. Вот уж действительно настоящий «тигр»! Член китайского ареопага Чжоу Юнкан курировал нефтяную отрасль и правоохранительные органы. Хотя обвинение ему еще не предъявлено, но судя по многочисленным публикациям в СМИ, фигуранта ждет суровый приговор, вплоть до пожизненного заключения. Официально заявлено, что Чжоу Юнкан получал взятки в особо крупных размерах, содержал многочисленных любовниц и активно протежировал своих родственников. Дав отмашку на арест столь высокопоставленного функционера, «товарищ Си» сломал установившуюся традицию — «не трогать своих» в политбюро ЦК КПК. 

Но Чжоу — отнюдь не единственная сакральная «жертва» борьбы за чистоту партийных рядов. Названы и новые «тигры коррупции»: бывший заместитель председателя Центрального военного совета (ЦВС) КНР Сюй Цяоху, бывший замглавы Государственного комитета КНР по реформам и развитию Лю Тенань, бывший секретарь парткома города Гуанчжоу Ван Цинлян и другие. Всего — 10 человек. 

Под следствие из-за подарка 

Первую скрипку в развернувшейся антикоррупционной компании играет центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) КПК. За этим тривиальным названием скрывается мощная  спецслужба, работающая среди членов Компартии Китая, наделенная неограниченными правами, располагающая своими тюрьмами, имеющая свои подразделения по всей стране и обладающая правами внесудебных задержаний и расследований. Возглавляет ЦКПД Ван Цишань, давний друг и соратник Си Цзиньпина. О значимости ЦКПД в проводимой антикоррупционной кампании свидетельствует хотя бы тот факт, что на проходившем 13 января этого года пленарном заседании ЦКПД присутствовали все постоянные члены политбюро КПК во главе с Си Цзиньпином. 

Официально заявлено, что постоянный член политбюро КПК получал взятки в особо крупных размерах, содержал многочисленных любовниц и протежировал своих родственников.

В начале января ЦКПД КПК обнародовала информацию о расследовании 157 дел, связанных с нарушениями членами КПК «Правил из восьми пунктов». Они были выявлены в период с 29 декабря 2014 года по 4 января 2015-го и затрагивают главным образом получение дорогих подарков на праздники, совершение необоснованных турпоездок за государственный счет, использование служебных машин в личных целях и т. п. Всего же за 11 месяцев прошлого года свыше 53 тысяч чиновников попали под следствие по коррупционным делам, среди них есть и высокопоставленные военные, и руководители крупных госкорпораций, и партийные функционеры провинциального уровня, а также мэры и вице-мэры ряда крупных городов. 

Наряду с ЦКПД КПК активизировали работу и другие правоохранительные структуры. В частности, при Верховной народной прокуратуре КНР решено создать новое Главное управление по борьбе с коррупцией. Ожидается также, что в 2015 году китайские суды ужесточат наказание за получение взяток. Особенно суровые приговоры будут выноситься за коррупционные преступления в сфере пищевой и лекарственной безопасности, безопасности производства, строительства, передачи прав на земельные участки. Проходящие по всей стране судебные разбирательства по коррупционным делам показывают, что для мздоимцев действительно наступают тяжелые времена. Из последних сообщений: бывший прокурор города-миллионника Шэньяна приговорен к пожизненному заключению за взятки, бывший заместитель секретаря комиссии КПК по проверке дисциплины города Цзичжоу, провинции Хэбэй (провинциальное звено ЦКПД КПК!),  приговорен к 12 годам тюремного заключения за получение взяток и отсутствие объяснений о происхождении собственного имущества на крупную сумму.

 Заместителей лишили туалетной комнаты 

54квадратных метра — такова должна быть площадь кабинета министра или губернатора провинции

Для упорядочения расходов на бюрократический аппарат в Китае принимаются различного рода ограничительные правила и инструкции, ограничивающие аппетиты чиновников. Так, в постановлении, выпущенном на днях Госкомитетом по развитию и реформам КНР, устанавливаются предельные размеры кабинетов чиновников разных уровней. К примеру, площадь кабинета министров и губернаторов не должна превышать 54 квадратных метров, а руководитель уезда должен довольствоваться кабинетом площадью не более 30 квадратов. Даже иметь собственную туалетную комнату теперь могут только руководители любого ранга, на заместителей такая привилегия не распространяется. 

Машины компартии ушли с молотка 

Запущена в Китае и реформа использования служебного транспорта. Отныне чиновники ранга заместителя министра и ниже лишаются служебных машин. Освободившиеся авто подлежат распродаже через аукционы. На одном из аукционов, состоявшемся в Пекине в конце прошлого месяца, была продана партия из 106 служебных машин, принадлежавших партийным и государственным органам. Показательно то, что все автомобили проданы по ценам значительно выше стартовых. «Фольксваген Пассат» 2005 года выпуска с пробегом 240 тысяч километров, например, обошелся покупателю в 61 тысячу юаней при стартовой цене в 49 тысяч. В качестве компенсации за отлучение от персональных авто госслужащим будут выплачивать транспортные расходы в сумме от 500 до 1300 юаней, в зависимости от занимаемого поста и уровня развития региона. 

Охота на лис 

Помимо борьбы внутри Китая, власти страны устроили так называемую охоту на лис по поимке скрывающихся за рубежом коррумпированных чиновников. Кампания уже затронула ряд высокопоставленных чиновников и бизнесменов, попытавшихся спрятаться в «тихих заводях» зарубежья. В преддверии новогодних праздников ЦКПД КПК разместила на своем веб-сайте раздел, в котором население сможет размещать жалобы в случае выявления фактов коррупции в период новогоднего праздника и традиционного праздника Весны (Нового года по лунному календарю). Таким образом, следует ожидать, что развернувшаяся в Китае антикоррупционная «жатва»  в наступившем году даст небывалый  «урожай». Оценивая и анализируя цели и результаты развернувшейся в Поднебесной кампании по борьбе с коррупцией, невольно начинаешь сравнивать их с эффективностью проводимых в России антикоррупционных мероприятий. Выводы, к великому сожалению, напрашиваются неутешительные. 

Возрастная категория материалов: 18+