Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №7 (28897) от 20 февраля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
24 февраля 2020,
понедельник

«Оскар-2015»: рецензия на фильм «Игра в имитацию»

Кино

«Амурская правда» продолжает знакомить читателей с основными претендентами на награды американских киноакадемиков. На этот раз речь пойдет об очередном «основанном на реальных» событиях фильме — «Игре в имитацию», которому нельзя отказать ни в увлекательности, ни в обаянии, ни в прочих достоинствах хорошего кино. Забегая вперед, скажем, чего в картине Мортена Тильдума нет — а нет в ней большинства реальных событий, превратившихся стараниями сценаристов в почти идеальную фантазию. Знатоки военной истории будут, мягко говоря, не в восторге — зато прочие зрители уже сделали картине внушительную кассу, а что касается «Оскаров», так их  «Игре» светит целых восемь штук.

Среди них — «Лучший фильм», «Лучший режиссер», а также главная мужская и второплановая женская актерские награды. Будучи при любом раскладе жизнеописанием гомосексуалиста, «Игра в имитацию» еще до премьеры вызвала многочисленные упреки, причем несправедливые: мол, если бы не эта тонкая тематика, не видать бы картине пригоршни номинаций (больше только у «Бёрдмэна» и «Отеля "Гранд Будапешт"»). Может, и не было бы, но винить в этом следует героя этой истории математика Алана Тьюринга, а его и так уже доосуждали до самоубийства. То есть сексуальная ориентация значила для реального героя гораздо больше, чем для создателей фильма о нем, за что им, собственно, огромное спасибо. Большинства полученных номинаций проект достоин и без этого — причем если он в них не победит, это также будет лежать в поле справедливости.

В основу сценария легла книга Эндрю Ходжеса, повествующая о том, как странноватый и неуживчивый математик Алан Тьюринг взламывал хитроумную немецкую систему кодирования, получившую название «Энигма». История эта, вроде бы превратившаяся в большой-большой секрет после победы союзников, на самом деле никаким секретом не являлась, хотя об участии в ней ученого, положившего начало процессу создания современного компьютера, говорилось крайне мало. Возможно, в том числе и потому, что сам Тьюринг войну пережил всего на девять лет и не у кого было брать интервью. Так или иначе, эта самая «Энигма» породила множество упоминаний в литературе, кино и компьютерных играх — в плане кино на память приходит довольно глупый фильм с Кейт Уинслет. Адаптировал книгу Ходжеса сценарист Грэм Мур — товарищ ничем, кроме работы над ориентированным на американских деток сериалом, не прославился, и на тебе — сразу номинация на «Оскар».

Этот самый Мур самым безжалостным образом выбросил из сюжета, написанного самой жизнью, все, что не укладывалось в стройную систему под названием «странные люди делают удивительные вещи». Под этим девизом проходит весь фильм, им он и венчается, а стало быть, многолетней возне криптологов с буковками, циферками и радиолампами в сценарии места почти не осталось, команду ученых сначала проредили (тупицы), а потом разбавили мастерами решения кроссвордов «из народа» (гении). Вдобавок Мур немного поперчил сюжет образом одобренного МИ-6 советского шпиона, который ни от кого особо и не прячется, просто «Черчилль — параноик», а также создав в нем вновь вошедшую в моду формулу из нескольких временных линий — еще более бессмысленную, чем советский шпион.

Оставалось только уравновесить притеснение сексуальных меньшинств дискриминацией женщин — с этой задачей справилась реально существовавшая Джоан Кларк, с которой Тьюринг даже намеревался создать семью, да по понятным причинам не сложилось. Необычность главного героя подчеркнута несколько скомканным, но легко прочитываемым описанием его школьных лет: получив исходные ингредиенты, зритель легко составит себе представление о молодости ученого, которой здесь уделено от силы несколько развеселых фраз. Вся эта довольно шаткая конструкция теперь целиком зависела от кастинга, и он был проведен блестяще — сплошь британцы и сплошь умницы.

Бенедикт Камбербэтч  роль ученого с причудами, который спас мир, но не себя, ведет по всем канонам хорошей игры: полдороги зрителю смешно до колик, потом становится не по себе. Кира Найтли со свойственным ей, как общепризнанной умнице, профессиональным обаянием показывает нам вышеупомянутую Кларк: девушка некоторое время сваливает свое одиночество на британское викторианство, потом взрослеет, и все у нее будет хорошо. Марк Стронг придает «серому кардиналу» из разведки человеческие черты, на что ему отводится не так уж много экранного времени и пространства, а Мэттью Гуд просто прекрасен, хоть и бьет стаканы почем зря. Отдельно хочется отметить и Рори Киннера — роль детектива, невольно погубившего и без того несладкую жизнь Тьюринга, запоминается исключительно благодаря его игре.

Норвежец Тильдум дебютировал «Игрой в имитацию» в Голливуде и потому сделал максимум, чтобы сразу взять все нужные планки. В картине нашлось место всему, от чего зритель приходит в отличное расположение духа. Пока проклятая «Энигма» не поддается и мирные конвои гибнут в водах Ла-Манша, герои во вполне безопасных условиях делают свою работу и напряжение растет исключительно в них самих. Режиссер постоянно противопоставляет настоящую войну интеллектуальной: на второй никаких угроз здоровью и жизни нет, разве что от коллеги по морде получишь и за разглашение расстрелом грозят. Но превратив высокооплачиваемую и престижную работу в отчетливый идефикс, персонажи «Игры в имитацию» легко кладут на этот алтарь все остальное, потому что важнее ничего быть не может. Для того же, чтобы пафос не превращался в раздражитель, героев заведомо лишили всего стереотипно героического.

При этом Тильдум разбрасывает по сюжету мелочи, которые проще разглядеть, зная истинную историю жизни Тьюринга: хотя и без этого можно догадаться, что цианид здесь вместо чеховского ружья, а эпизод с яблоками значит больше, чем шутка про неуклюжесть ученого в вопросах коллективного существования. Главное же достижение создателей «Игры в имитацию» — это получившееся в результате увлекательное кино про войну, в котором практически нет выстрелов и кровопролития. Все это остается угрозой, нависающей над Британией, Европой и миром, и потому четко и неоднократно озвученная в фильме мысль о том, что именно эти события решили исход войны, не раздражает. Копья, конечно, будут ломаться, но и без этого понятно, что победа — слишком общее понятие, чтобы оформлять на нее авторские права и призывать к суду над конкурентами.

На самом деле «Игру в имитацию» очень сложно без остатка уложить в рамки какого-то конкретного жанра: для полноценной драмы здесь слишком много юмора, для военно-исторического фильма — фантазии и полировки, для шпионского триллера — несерьезного поведения героев, хранящих в тумбочке сверхсекретные документы и сжигающих потом эти документы на пионерском костре. Реальные события помогли создателям фильма вновь продемонстрировать превосходство личности над системой, пользы дела над субординацией и мира над войной. Все это не так часто находит подтверждение в жизни, в которой слишком многое устроено как раз наоборот. Но это путешествие в Блетчли-парк, в котором все завалено бумагой, на стенах висят немецкие шифровки, а сумасшедший ученый колдует над жуткого вида механизмами, стоит того, чтобы в него отправиться. Тем более что в настоящий все равно не пустили бы.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиардФильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевиденияВ произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Сборная Кореи: американские киноакадемики в 92-й раз раздали «Оскары»
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»
Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»
Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом
Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга

Фото: kinopoisk.ru

Преступников в России будут искать по татуировкам и походкеОбщество
Время блинов: сегодня в России встречают МасленицуОбщество
За звание учителя будущего поборется команда благовещенского лицея №6 Общество
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиардОбщество
Гороскоп на 24 февраля: женщин-Рыб ждут знакомства, а Скорпионам нужно записаться в спортзалСоветы
На зарядку становись: почти треть амурчан активно занимается спортомОбщество

Читать все новости

Кино

В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Сборная Кореи: американские киноакадемики в 92-й раз раздали «Оскары»
Система Orphus