www.kakprosto.ruwww.kakprosto.ru

О частых поломках

В институте на третьем курсе как-то выступил перед одногруппниками: «Да что мне это высшее образование, все равно водителем маршрутки буду!» Сказал образно, имея в виду, что далеко не все мы пойдем работать по специальности. А в итоге так и получилось. После армии, где я рулил КамАЗом, устроился водителем в Автоколонну. Честно говоря, хотел просто набраться опыта работы на большом транспорте, чтобы потом пойти водителем пожарной машины в МЧС. Но из-за кризиса в эту структуру сейчас я уже не попаду и, скорее всего, надолго застряну в своей нынешней профессии.

Работа в нашей Автоколонне, мягко говоря, не сахар. Зарплата маленькая, 20—25 тысяч рублей при самых лучших обстоятельствах. Выходит так мало, потому что автобусы старые и часто ломаются. Ты ждешь, пока его починят, и можешь несколько дней простаивать без заработка. Я водил автобусы Daewoo. У них были постоянные проблемы с компрессором, дверьми, воздушным краном. Помню, на 106 маршруте при подъеме в горку на Чигирях постоянно замерзал воздушный кран! Чем выше поднимаешься, тем холоднее. От мороза автобус вставал колом, полностью отключались тормоза и двери. Приходилось вызывать техпомощь, ждать, пока тебя отбуксируют в гараж и там авто отогреется.

Только начинаю двери закрывать, и пенсионеры ныряют в салон, как дельфинчики. Их, конечно, там защемляет.

Daewoo очень большие автобусы — почти 11 метров в длину и 3 метра в ширину. Едешь и занимаешь целую полосу от сплошной линии до бордюра! Из-за габаритов на перекрестке не можешь повернуть в первую полосу, приходится вставать во вторую. За рулем приходится быть очень осторожным, постоянно следить не только за своим автобусом, но и за другими участниками движения, чтобы не создать аварийную ситуацию.

О защемленных пенсионерах

Но за всеми не уследишь, и ЧП все равно случаются. Помню, поворачивал налево с Мухина на Игнатьевское шоссе, ехал по главной. Вижу, автомобиль справа мне уступает, начинаю движение. И тут машина вдруг дает газу. Мне приходится применять аварийное торможение. С этой машиной мы еле разъезжаемся в десяти сантиметрах! И через весь салон с заднего сиденья ко мне кубарем летит бабушка. Естественно, по пути ударяется всем, чем только можно. Я был так зол, что догнал этого водителя на перекрестке, подрезал, вышел из кабины. Так пнул ногой по его бамперу, что там сразу трещина побежала. Мужик за рулем вытаращил на меня глаза, начал испуганно извиняться. Я записал его номер госзнака, взял телефоны пассажиров-свидетелей и сказал, что если эта бабушка на меня пожалуется, он будет за это отвечать. Но тогда все обошлось, бабушка никуда не заявила, только подержалась за голову, поплакала и вышла на своей остановке.

Пенсионерам, кстати, вообще не везет. Именно их чаще всего в дверях защемляет. Они стоят на остановке, читают, куда автобус едет. Я в зеркало посмотрел: никто не заходит. Только начинаю двери закрывать, и они туда ныряют, как дельфинчики. Их, конечно, там защемляет. И начинается гомон: «Почему не смотрите на меня, я же захожу!», «Почему не ждете пассажиров!» и так далее.

О пирожках за рулем

Когда я понял, что зарплата больше не станет, то перешел к частнику. Здесь совсем другое дело. Мы ездим на «Богданах», они ломаются нечасто. Если это случается, механики чинят автобус за час. И ты возвращаешься на маршрут, чтобы дальше приносить деньги предпринимателю.

Главное в моей работе — ехать по своему графику. Если опаздываешь — воруешь чужие деньги (пассажиров), если спешишь — отдаешь свои. У частника немного затянуть время не так страшно, потому что мы все работаем на одного хозяина. А если ты из Автоколонны и затягиваешь частника, то на конечной он уже готов бить тебе зеркала монтировкой. Помню, поначалу я не справлялся с графиком, опаздывал, а водитель частника ехал сзади и уже махал мне монтировкой из окна.

Перед русскими машинами вообще стараюсь не вставать — не пропустят, посмотрят, как на дурака, так еще и жест неприличный покажут!

На работу просыпаюсь в 5 часов утра. Пока соберешься, доберешься до базы, пройдешь медосмотр, в  7 часов уже выходим на маршрут. У каждого свое прописанное время обеда. Может быть и в 9 часов утра, и в 16 часов вечера. Один раз кушаешь, а потом до 22—23 часов рулишь без перерывов, как зомби. Если проголодаешься, можно на конечной 5 минут перекусить пирожками и шоколадками у киоска. Когда времени нет, берешь с собой. Если голод прижмет в дороге, одной рукой рулишь, ей же скорости переключаешь, а второй держишь самсу или сосиску в тесте.

А вот водителя с телефоном в руке уже редко встретишь. Большинство сейчас используют блютуз-гарнитуру. Это очень удобно, и разрешено правилами.

О шансоне и женщинах

В туалет все ходят на конечной в частном секторе — там народу мало. Подъезжаешь к обочине, открываешь заднюю дверку и из салона делаешь свои дела. А если в городе прихватит, приходится терпеть до конечной или до очередного отдаленного района. Многие просто обходят автобус сзади и ходят там в туалет, пассажирам все равно тебя не видно. Мужикам все это проблем не составляет, а вот женщинам пришлось бы туго. Поэтому среди нас их нет.

Один мой круг — 85 минут. Но думать о чем-то своем в это время я не успеваю, особенно в часы пик. С 7:00 до 9:00 и с 16:30 до 19:00 вообще думаешь только о том, как бы не попасть в ДТП, объехать пробку, не отбиться от графика. В это время на остановках скапливается очень много автобусов, подъехать к ним весьма сложно. Особенно, если гололед, как был пару дней назад. Автобус полный, тронуться невозможно, остановки песком не посыпаны. Пока тронешься, уже 4 передачи переключишь!

Я не слушаю шансон. У меня обычно играет «Русское радио», «Дорожное радио» или «Авторадио». И обязательно с 17 до 18 слушаю новости на радио «Эхо Москвы». Раз в месяц кто-нибудь из пассажиров стабильно жалуется, что музыка громкая или плохая. Люди вообще бывают недовольны многим: не довез пару метров до остановки, наехал на кочку, дал потрепанную купюру или стекла в салоне заморожены, и им ничего в окошко не видно.

О зайцах и должниках

С людьми, которые ездят постоянно, мы уже узнаем друг друга, здороваемся, иногда даже разговариваем про политику или экономику. Знаю в лицо и тех, кто любит кататься бесплатно. Чаще всего просятся проехать без денег школьники младших классов. Их немного, человек десять где-то, но раз в неделю они со мной ездят. Не знаю, может, они проедают свои деньги или откладывают. Но я им обычно не отказываю.

Бывает, люди и кошельки забывают, тоже провожу бесплатно. Некоторые потом возвращают деньги, для меня это всегда приятная неожиданность, потому что должников не запоминаю. А есть старушка, которая всегда со мной едет до одного торгового центра. Она там уборщицей работает. И денег у нее всегда нет. Говорит: «До зарплаты две недели, можно в долг?» Я ее всегда провожу, а она мне потом отдает частями.

Сейчас плата за проезд удобная — 20 рублей. Не надо с мелочевкой возиться. Я сдачу всегда бумажными купюрами даю, а на мелочь заправляюсь. Зарплату за день тоже частенько мелочевкой беру. Сейчас как раз на полке три стеклянных банки стоят с зарплатой за 2 дня, в них около 4 тысяч рублей. Я их обычно в банк сдаю, на заправку или в ближайший супермаркет. Мне там всегда очень рады!

О дерзких малолитражках

В зависимости от времени года пассажиры что-то забывают в автобусах. Осенью — зонтики, зимой — перчатки, причем всегда по одной. В последнее время платки носовые терять стали, видимо, эпидемия ОРВИ сказывается. За неделю платков пять, наверное, было! Еще телефоны теряют, я всегда возвращаю за символическую плату. А однажды вообще кило пельменей в салоне забыли! Видать, из пакета с покупками вывалились. Я их собачкам на конечной остановке скормил.

На дорогах сегодня творится просто ужас! Стало очень много тупых водителей, которые не понимают общего потока движения и абсолютно в нем не ориентируются. Не включают поворотники, просто из ряда в ряд крутят руль и думают, что это нормально. Однако большинство водителей все-таки адекватны. Радует, что автобусы стали пропускать чаще. Люди понимают, что маршрутки едут по графику, им нужно успевать.

Например, в левом ряду образовалась пробка, я ее не могу ждать, просто нет возможности. Крадусь по правому ряду, ближе к перекрестку прошусь, чтоб пропустили перестроиться и повернуть налево. Кто-то обязательно фарами мигнет, пропустит. Я перестроюсь и поблагодарю аварийкой. В час пик включаю ее раз 5—7, а вообще в день не меньше 20 раз мигаю «Спасибо».

Правда, пропускают автобусы только водители больших дорогих машин. Никогда не уступают дорогу малолитражки и отечественные автомобили. Перед русскими машинами вообще стараюсь не вставать — не пропустят, посмотрят, как на дурака, так еще и жест неприличный покажут! Не знаю, может, они за счет этого самоутверждаются на дороге. Но из-за своей грубости они обычно и становятся виновниками ДТП.

О деньгах и нервах

Заработок в день у частника выходит от двух до двух с половиной тысяч рублей. А вообще нужно сдать план (5 тысяч в будни, 3 тысячи в выходные), заправиться, а все остальное — твой личный доход. Если сумма выходит совсем маленькой, начальник добавляет ее до минимальной тысячи.

Работа очень тяжелая, буквально на износ. Вечное недосыпание, недоедание, перекусы на ходу. Я из-за стрессов и бешеного ритма работы уже сбросил килограммов пять. А после того как уволился с Автоколонны, месяц только лежал и отсыпался дома!

Возрастная категория материалов: 18+