Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Закон о запрете на ненормативную лексику в фильмах вступил в силу 1 июля 2014 года. 20 января российские режиссеры Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко написали письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой внести поправки в закон об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях. Они предложили разрешить прокат фильмов с возрастным ограничением «18+», чей художественный замысел предполагает использование нецензурной лексики.

Как при этом уточнил режиссер Никита Михалков, он не выступает за «узаконивание мата», но иногда нецензурная лексика оправдана с психологической точки зрения. «Ведь, согласитесь, когда солдат получает ранение, когда происходит взрыв, столкновение, катастрофа — любая ситуация, выбивающая человека из равновесия, — как раз тут и возникает место для крепкого слова, и здесь это оправданно», — пояснил он. Дмитрий Медведев поручил Минкультуры проработать вопрос, однако Госдума выступила категорически против каких-либо изменений.

Между тем с 5 февраля в Благовещенске стартовал прокат фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», где матерная речь осталась, но нецензурные слова приглушены. Амурчане разошлись в оценке того, допустимо ли использование мата в кино.

Как призналась АП руководитель Амурского областного театра драмы Татьяна Бедина, в репертуаре театра до сих пор есть спектакль «Семья вурдалака», где используется ненормативная лексика, написанная автором.

— Там буквально одна фраза. Но перед каждым спектаклем на сцену выходит заведующая литературной частью театра, предупреждает о наличии ненормативной лексики, необходимой для характеристики образа, и говорит о том, что театр не пропагандирует такую речь, — рассказала Татьяна Бедина. — Я негативно отношусь к матам вообще и к матам на сцене в частности. Я думаю, что много в богатом русском языке слов, способных выразить все эмоции нормативным языком. Два дня назад я сидела на конкурсном фильме «Левиафан», и, проверьте мне, мой слух шокировали маты. Их было немного, но они были. Я категорически против такого.

По мнению благовещенского киномана Антона Федорова, ненормативная лексика в кино имеет право на существование, если это обусловлено художественным замыслом.

— Мат существует в нашей жизни, россияне им пользуются, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И если мы уберем мат из фильмов, как показать жизненную правду, снять правдивое кино о России? Если люди там будут говорить на чистом литературном языке Пушкина, кто этому поверит? Сложно представить того же «Левиафана» без ненормативной лексики или любое другое кино про реальную российскую жизнь, — прокомментировал молодой человек. — Я считаю, на такие фильмы просто можно ставить метку «18+», чтобы оградить молодое поколение.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

1. Несмешное слово из трех букв  — авторская колонка Андрея Анохина (мнение против мата)

2. Мат изгнали из русского языка  —авторская колонка Наталья Фадеевой (мнения за)

3. Территория без мата: как освободить школьников от ненормативной лексики

Возрастная категория материалов: 18+