Собственно, продюсеры Первого канала вовсе не собираются скрывать, что для полноценной премьеры телесериал Василия Серикова слишком доступен в Сети. Более того, прямо во время его показа на экране неоднократно появляется название сайта, на котором выложены все серии. Это очень удобно для зрителя, которому так или иначе приходится бороться со сном, чтобы досмотреть сдвоенную серию накануне очередного рабочего дня. Но удобно еще и потому, что этот сериал мы хотя бы сможем гарантированно досмотреть до конца, если того пожелаем. Впрочем, видимых оснований для того, чтобы и эта история оборвалась, толком не начавшись, нет: дело происходит в далеком 1919 году и та, вековой давности «классовая борьба» все, что могла, уже поотменяла.

Создатели «Господ-товарищей» (по их словам, первоначально телесериал носил название «Злодеи», но оно «приносило несчастья») выбрали путь, которым сегодня ходить модно. За основу берутся вполне реальные, но слегка подзабытые события, в данном случае — эпохи молодости Советской власти, а к ним уже привязываются совершенно вымышленные персонажи. Знатокам истории перекрывают кислород для придирок изначально заявленным отступлением от фактов, зато жизнь, как лучший сценарист из всех известных, основательно помогает в создании сюжетных линий. Так было с «Мосгазом» и «Палачом», а также с «Ликвидацией», на которую по большей части и равняются «Господа-товарищи» и, надо заметить, безуспешно.

По иронии судьбы или коварному замыслу, но повтор этой самой «Ликвидации» ждет зрителя на второй кнопке пульта примерно в то же эфирное время. И оттого совсем нетрудно сделать вывод, что Давид Гоцман во много раз интереснее, чем Николай Вараксин, не говоря уже о том, что помощники-коллеги главного героя «Ликвидации» во сто крат живее, разнообразнее и достовернее всего второго плана «Господ-товарищей». А также неадекватного матроса, который в новом телесериале прочно застревает между планами так, что нам видны то его готовая по завещанию Ленина учиться и увенчанная бескозыркой голова, то пыльные флотские ботинки. По первым же сериям понятно, что предсказуемость и нелепые стечения обстоятельств станут главной движущей силой сюжета.

Совсем нетрудно сделать вывод, что Давид Гоцман во много раз интереснее, чем Николай Вараксин, не говоря уже о том, что помощники-коллеги главного героя «Ликвидации» во сто крат живее, разнообразнее и достовернее всего второго плана «Господ-товарищей». 

В «Господах-товарищах» четыре локальные сюжетные линии, связанные с расследованием громких преступлений первого десятилетия Советской России, и одна объединяющая, которая проста, как лозунги, старательно развешанные в кадре. Сотрудник царского сыска Вараксин, оставшись и без царя, и без сыска, ходит по городу и пьет, пока не попадает в кутузку стараниями молодого и тупого, но отважного и добросердечного моряка Пети Соколова. Балтийца «партия послала» искоренить преступность в столице, что очень хорошо характеризует эту самую партию: герой физически здоров, но совершенно не умеет стрелять, думать и пить, плюс ко всему кажется, что он вот-вот достанет из-под стола жестяную банку с кокаином, но, к счастью, обходится. Начальник Пети и уголовного розыска понимает, что одним Петей всех дыр не заткнешь, и просит Вараксина поработать на презираемую им до корней волос власть.

Интрига сериала заключается только в том, заберут ли царского следователя, которого играет Александр Домогаров, в ЧК до финальных титров или нет. Герой, согласившийся работать на Советы исключительно из личных побуждений, в конце второй серии настолько проникается идиотским, но по-детски искренним поведением напарника (и немного речью полусумасшедшего профессора), что соглашается продолжить сотрудничество. На переднем фоне маячит паёк, мандат, мужское товарищество и альтернатива спиться, но в реальности герой, вместо того чтобы унести ноги в менее внимательное к прилагательному «царский» государство, выбирает ежедневное общение с людьми, которых презирает, и которые в ответ не просто презирают его, но не прочь и пристрелить в революционном порыве.

Все. На отношениях опытного и неопытного строится вся фабула, сестру Вараксина сценаристы по ходу дела быстренько влюбляют в матроса Петю, а его — в сестру, чтобы усилить классовое несоответствие и окончательно запутать зрителя и самих себя. Не располагающий связями профессора Преображенского дворянин без документов в 1919 году живет в апартаментах со свечами и люстрами и все в порядке, при этом жилище бравого матроса и вовсе остается за кадром, видимо, спит в кабинете УГРО. Пьяный Вараксин сохраняет лицо, Соколов не справляется с этим даже будучи предельно трезвым. Костюм на одном сидит, на другом топорщится. Первый работает, второй ест, и так далее. Создатели сериала слишком много внимания уделяют пропасти между господами и товарищами и тонкому мостику через нее, от чего страдает главное, то есть детектив.

С детективом вышло не очень: через пару минут после появления в кадре персонажа Сергея Угрюмова (отлично сыгравшего в упомянутой «Ликвидации», кстати) зритель понимает, что он — грабитель-«попрыгунчик» Иван Бальгаузен, и далее лениво наблюдает за тем, как гуру и морячок бьются башкой об стенку и лезут под пули, чтобы тоже наконец догадаться. Герои постоянно «случайно» встречаются на улицах, что позволяет сделать шокирующий вывод о размерах постреволюционной Москвы — что-то вроде деревни Петруши. Сцена задержания банды «попрыгунчиков» и вовсе снята бездарно: лови! держи! стой! пиф-паф! — и чудесное спасение на десерт. Дальше будет сатанинская секта и даже знаменитое ограбление вождя мирового пролетариата Яшкой Кошельковым, но почему-то уже сейчас понятно, что история куда интересней вымысла.

Нет ни Москвы, ни 19 года, ни обстановки в стране, ни окружившего молодую республику пламени Гражданской войны, ни реальной напряженности в отношениях между сегодняшними товарищами и вчерашними господами. Безликие фигуры ходят среди совершенно ненатуральных декораций, на них нападают бандиты, лишенные лиц не только надетыми на них масками, а вообще. Это, может, и было бы несколько простительно, но историческую эпоху, одну из самых страшных и ярких в истории России, авторы сериала осознанно ставят во главу угла. Заглядываешь туда и видишь: обманули, ничего нет там. Остается наблюдать за печальным ликом Домогарова, которому явно нравится его роль — он и в жизни опытнее и одареннее соседей по кадру.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram

Возрастная категория материалов: 18+