Фото: dorogoe-voronezh.ruФото: dorogoe-voronezh.ru

УСПЕХ И СВОБОДОМЫСЛИЕ СОВМЕСТИМЫ

— Ирина, вы провели мастер-класс о том, как в современной России стать успешным, оставаясь при этом свободным человеком. Традиционно в России понятие «свободный человек» тождественно понятиям «вольнодумец», «диссидент». Как быть с этим противоречием?

— Я думаю, не всегда свободный человек — это диссидент, потому что «диссидентство» — это внутреннее подполье. Когда вы отрицаете ту среду, в которой живете, уходите от нее с внутренним протестом против всего. Это мышление гражданское, мышление политическое, мышление интеллигентное, когда человек считает, что он совестью и честью не принимает то, что вокруг. Это одна история. Другая история, когда вы все равно вписываетесь в социум и хотите заработать деньги и не хотите покидать страну. Вы хотите, несмотря ни на что, жить активной жизнью. Но при этом вы можете быть свободолюбцем. Вам тоже может не нравиться ни режим, ни те правила, которые есть, но вы более прагматичны. Это так называемое «мышление среднего класса», причем его нижний уровень, не верхний. Потому что чем выше поднимаешься, тем больше надо вписываться. Я бы сказала, это мышление людей, которые о себе говорят так: «Я нормально зарабатываю, но я не богач». Таких людей очень много. Это «фрилансеры», наемные работники… Например, компания говорит: «Крым наш!» — и машет российским флагами везде и всюду, чтобы понравиться власти и получать, например, госзаказ на какой-то проект. Вы внутренне против этого, но вы работаете в этой компании и вы — профессионал.

— Говорят, что люди хотят получить рыбу, а вы предлагаете им даже не удочку, а некий план, где и как эту удочку раздобыть. Однако человек ленив. Как преодолеть лень?

— Я думаю, что человек ленив до того момента, пока он поймет, что дальше он просуществовать не может. Ему нужно или сохранить текущее качество жизни, или улучшить его, иначе — протест, «надоело». Или у него наступило бедственное состояние в связи с тем, что упал рубль, или у него валютная ипотека… И здесь уже не до лени. Вся проблема заключается в том, чтобы, попав в такую ситуацию или поняв, что она реально угрожает, человек уже не мучился бы своими страхами, не ушел в «дауншифтинг» или в запой, в депрессию и так далее. Главное, чтобы человек понял, что это шанс — шанс пойти по пути к самому себе и поймать эту самую удочку.

ДАЛАЙ-ЛАМА «СРАБОТАЛ»

 — Вы — человек, нашедший свой путь и рассказывающий про свой опыт другим людям. А сами вы у кого-то учитесь, кто ваши авторитеты?

— Я не учусь ни у кого! Так же, как и никто не учится только у меня. Люди ко мне приходят, но приходят и к другим, и читают другие книжки или слушают другой мир. Чуть-чуть я беру у всех, если это согласуется с моим ощущением мира. Вот у меня была встреча с далай-ламой, конечно, сработало. Но я светский человек, который принимает все знания, как эзотерические, так и абсолютно научные, в той мере, в которой они полезны, чтобы обеспечить свой образ жизни.

 — Не разбив яйца, как говорят, можно ли приготовить омлет — обязательно ли надо упасть, чтобы потом подняться?

— Я считаю — да. Я не видела ни одной успешной судьбы без падения. Берем самый раскрученный пример: человек, который изменил мир, — Стив Джобс. Он в свое время потерял все. Он сделал компьютер «Макинтош», очень серьезный, очень интересный, но дико дорогой. И он не пошел. Стив Джобс ушел в мультики. Заработал, отбил долги. И снова вернулся на этот рынок, но пошел по противоположному пути: он уже не делал компьютер, он сделал игрушку, похожую на компьютер, но позволяющую не мучить свой мозг вопросом, как тебе снимать кино, а делать все что угодно просто и примитивно: и рисунки рисовать, и фотографировать, и искать в поисковике все, что тебе нужно, и печатать маленькие статьи… Появился iPad. И он победил.

— Что же мешает человеку жить полноценной жизнью, основные причины какие?

— Главная причина — «я — не Стив Джобс»! Все.

 — Сомнения?

— Нет. Просто: «я — не Стив Джобс!», «я — не далай-лама!», «я — не гений!», я не способный. Я — не Хакамада, я так не смогу. Все! Точка. И после этого человек уезжает вниз.

Президентом меня бы не выбрали в любом случае, потому что у нас нет прозрачных, открытых, конкурентных выборов. Но… Если бы я сделала все тоже самое в 2004 году, но при этом фамилия у меня была Иванова, глаза — голубые и я была бы блондинка, с тем же характером, с теми же мыслями и с тем же полом, я бы получила голосов в два раза больше.

 — А как преодолеть это самоограничение?

—  Сделать маленький шаг. Маленькие шаги очень помогают. Надо вспомнить все, что очень хотелось, но боялись, самоограничивались, и уже на следующий день начинать с того, чего боялись, продвигаться крошечными шагами. Чем больше страх, тем меньше шаг.

— Вы проводите мастер-класс, а есть обратная связь, вы следите за успехами людей, которым удается изменить свою жизнь?

— Обратная связь есть! Те, у кого все получилось, или пишут на почту, или в «Фейсбук», или приходят через год, когда я снова приезжаю в город, и рассказывают, как у них все вышло. Процент людей, которые добиваются успеха, очень небольшой. Из четырехсот пришедших максимум два-три человека. Остальные вдохновятся и будут ждать следующего мастер-класса.

ВЫЙТИ  ИЗ ИГРЫ, НЕ ПРОИГРАВ

 — Об уходе из политики в 2008 году: как выйти из игры, не проиграв?

— Надо выходить на высшей точке субъективного успеха. Это может быть политика, может быть бизнес… В бизнесе — надо вовремя продать, в политике — вовремя уйти, в спорте — взять первое место… То есть закачивать нужно всегда с хорошим настроением и на высшей точке. Вот когда меня муж учил кататься на горных лыжах, а у меня проблемы с равновесием, в конце каждого дня, если я падала, он говорил: «Давай еще раз».  А если у меня нет сил? Он говорил: «Давай на маленькую горку». Зачем? Он говорит: «Ир, нужно закончить красиво, чтобы у тебя было состояние «АХ!» И тогда ты потом спокойно сможешь продолжать…». Поэтому заканчивать любой жизненный проект надо «АХ!», так, чтобы остались силы, ощущение, что вы все сделали вовремя, и вы смогли начать новый.

— Уход из политики — это результат того, что вы начали «путь к себе», или, наоборот, приход в политику стал началом этого пути?

— Приход в политику стал началом этого пути, вы правы. Это было самое счастливое время, не жалею ни о чем. Это было дико тяжело, но энергично, интересно… И все-таки и вмененный налог, и упрощенное налогообложение… Очень много всего мы провели, и вместе с СПС, и даже когда я была одна. Была сделана большая работа, был создан образ современного модного политика, скромного, но стильного, мыслящего четко, остроумного, не зашоренного, ничего не боящегося. Я считаю, это — достижение. Но я отношусь к людям «дао». А эта идея заключается в том, что в каждом своем денечке и в каждой минуточке у тебя есть два «щупальца» с такими антенками. Одно все время слушает твою душу, другое — все время сканирует окружающий мир. И если они оба сходятся в одном мнении, то надо себе верить и делать. Я ушла из политики, когда внешняя антенна сказала: «А-а! Дальше для тебя нет никакого хода. Ты ничего больше не добьешься. Ты можешь только их обслуживать или оттуда просто уйти». То есть дальше ничего не выйдет. А внутренняя сказала: «Вообще надоело! Устала! Не хочу, не интересно».

«ПРЕЗИДЕНТОМ МЕНЯ БЫ НЕ ВЫБРАЛИ»

— В одном из интервью вы говорили, что ваша фамилия, непривычная для русского уха, помешала сделать карьеру. Но разве все, что с вами произошло и происходит, нельзя назвать карьерой?

—  Мир дуалистичен, поэтому во всех проявлениях есть плюсы и минусы. Что бы ни происходило. Светит солнце — это плюс, но и минус, когда слишком жарко. Нет солнца — это плюс, потому что прохладно, но и минус, так как нет энергии… Фамилия Хакамада настолько экстравагантна и необычна, что если ты смог чего-то добиться, то ее запоминают на всю жизнь и она становится брендом. Это — плюс. С другой стороны, если ты решил быть президентом и двигаться в стране, в которой достаточно традиционалистски относятся к людям со смешанной кровью, то это минус.

— Вы считаете, это одна из причин того, что вас не выбрали президентом?

— Ну, президентом меня бы не выбрали в любом случае, потому что у нас нет прозрачных, открытых, конкурентных выборов. Но… Если бы я сделала все то же самое в 2004 году, но при этом фамилия у меня была Иванова, глаза — голубые и я была бы блондинка, с тем же характером, с теми же мыслями и с тем же полом, я бы получила голосов в два раза больше.

 — Никогда не было мысли фамилию поменять?

— А я меняла. И — одни неудачи! Потом я поняла, что моя фамилия — это моя судьба и пора возвращаться обратно.

Возрастная категория материалов: 18+