«Духless 2»: ненастоящее кино

Кинокритик АП оценил «первый политический блокбастер» о страданиях московского олигарха

«Повесть о ненастоящем человеке» — такой подзаголовок носило литературное произведение Сергея Минаева «Духless», вызвавшее в свое время много споров, сводившихся к одному —  а литература ли это вообще. Вышедшая через шесть лет экранизация во многом расходилась с первоисточником и оказалась вполне успешной: Данила Козловский был убедителен, а сами страдания московского Вертера в вихре «бабок», элитных клубов и наркотиков показались любопытными, в том числе и совершенно далеким от всего этого зрителям. Еще три года потребовалось, чтобы сделать вторую часть, которая  вообще не кино.

Режиссер обеих частей Роман Прыгунов, как это часто бывает в России и не только — клипмейкер. Правда, в отличие от многих собратьев по музыкальному видео, он и при работе над полнометражными фильмами не меняет подхода. «Духless 2» начинается как приятный на слух, но необычайно занудный видеоклип: главный герой по имени Макс под музычку плещется в теплых волнах, под музычку из них вылезает и под нее же на них любуется. Каждую из композиций нас заставляют прослушать если не до конца, что тоже случается, то до середины точно — при этом одна и та же задача выполняется неоднократно. Рядом, к примеру, в кадре французская знаменитость Доминик Пиньон, но зачем — неизвестно, режиссеру интереснее волны. 

Дело, кстати, не только в экзотических видах — потом будут высотки Москвы с разных сторон под музыку, не переживайте. Сюжет картины легко умещается в пару предложений: герой пытается сбежать от салтыково-щедринизма родной страны в восточное созерцание красот, но его настигают, подбрасывают наркотики и возвращают в Москву. А там все сволочи. И только некоторые из сволочей еще не стали ими на 100 процентов, так что надежда есть. Макс не без помощи совершенно плоского персонажа-бизнесмена-вора-негодяя оказывается погруженным в сферу всероссийского распила, как недавно в теплые морские воды. Со всех сторон напрягают. Президент не в курсе (до поры до времени). Силовики распустились. Девушка встречается с другим, а он — сволочь. 

Сюжет банален до чувства тоски, полон несоответствий и глупостей и заканчивается совсем уж неприлично.

Несложно представить, каково герою сравнивать это с Бали, откуда он только что прибыл в одних трусах. Последнее обстоятельство, впрочем, не сильно печалит нашего Макса — те самые «бабки», от которых все зло, со всех сторон стекаются к нему в руки, благодаря чему он через две минуты хронометража заселяется в отель с запредельными ценами, через пять — меняет пляжный наряд на дорогущий костюм. Через полчаса восходящая звезда российского кино Александра Бортич заявляется к нему в номер в костюме эксгибициониста, чтобы выпить коньяку и пожаловаться на судьбу, которая особенно зла к провинциальным девицам несложного поведения. А вот в том, что все это благополучие несколько подозрительно, герой начнет копаться гораздо позже. 

Сюжет банален до чувства тоски, полон несоответствий и глупостей и заканчивается совсем уж неприлично. Чего стоит одна «пресс-конференция» — впрочем, это лучше один раз увидеть, чтобы больше никогда не смотреть. Даже попытка проехаться сатирическим утюжком по разного рода российским реалиям вроде Сердюкова с Васильевой выглядит неумно и пошло, да еще и демонстрирует нам, что лучше бы актер Сергей Бурунов и дальше снимался в «Большой разнице». Авторские амбиции насчет того, что, мол, они-то в курсе, отчего кому-то на Руси жить хорошо и отчего всем остальным — плохо, ничем не оправданны: точка зрения не просто устаревшая, она еще и основана на стереотипах. Причем  достойных разговора в трамвае. Интеллигент Козловский одинаково ненатурально выглядит и ругающимся матом на площади, и орущим лозунги в матюгальник на другой площади. 

В фильме есть еще и необходимая любовная линия, но ее старательно вырезали при монтаже — ничем другим объяснить ее двухмерность невозможно. В общем и целом зрителю предлагается с наигранным интересом следить, как позавчерашний делец-тусовщик превращается в дауншифтера-буддиста, потом в дельца-моралиста, потом борец за правду вытесняет дельца, забывает, что успел потратить кучу краденых денег и... И надеемся, что третьей части про Макса-политтехнолога мы уже не увидим. Не хочется еще раз становиться свидетелем того, как реалистичность, здравый смысл и талант — все превращается в глину, из которой лепят ненастоящее кино. Его при раскрутке  называют «первым политическим блокбастером».