— Женщины у нас работают арматурщиками, сварщиками, крановщиками, — перечисляет начальник цеха Роман Шведюк. — Из 46 рабочих в цеху семеро — дамы. Перед работой они, правда, не переобуваются в туфельки на шпильках и не мучаются, каким лаком ногти накрасить, зато дело свое знают на отлично. Мне нравится работать с женщинами: с ними легче найти общий язык, они не такие капризные, как мужчины. Более ответственно подходят к работе, их не нужно постоянно контролировать, знаешь, что они все сделают в срок и качественно.

За грохотом и треском электросварщик Людмила Мишкина не услышала комплиментов начальника. Да и некогда особо прислушиваться, ведь именно от нее зависит прочность  железобетонных конструкций. На благовещенском заводе ЖБИ — филиале ОАО «Буреягэсстрой», она единственная женщина-сварщик.

— Сварщиком работаю с 17 лет, — сделала небольшой перерыв Людмила. — Училась в подмосковном Чехово, послали туда на курсы. Это был осознанный выбор будущей профессии. Я никогда не мечтала стать, как другие девочки, актрисой или учительницей. А металл, сварка — это мое! Работаем наравне с мужиками — помощи не просим, сами рубим арматуру, сами раскладываем, сами варим. Профессия пусть и не женская, но мне очень нравится, а когда работа нравится, то все интересно.

Перед работой они не переобуваются в туфельки на шпильках и не мучаются, каким лаком ногти накрасить, но зато дело свое — как правильно залить бетон или сварить арматуру — знают на отлично.

После такого 12-часового рабочего дня домашние обязанности кажутся совсем не сложными, призналась Людмила Мишкина.

— Температура при сварке больше двух тысяч градусов по Цельсию, после этого жар от плиты дома — ерунда. Восьмое марта отпраздную на работе — моя смена выпала, поэтому на работе жду от мужчин цветов и поздравлений.

Арматурщик Зоя Платонова без устали занимается «варкой», правда не борща, а арматурных сеток.

— Труд тяжелый и совсем не женский, но привыкаешь, — улыбается женщина.

— Так получилось, — рассказывает Зоя Платонова, — что в юности в вуз не поступила и пошла в училище. Так и работаю… Уже и на пенсии сколько, все равно каждое утро идешь на завод. Всякое бывает: и тяжести таскаем, радует, что достойную пенсию заработали. Тяжело, но сил хватает на все. Седьмого марта по традиции поеду маму поздравлю, а восьмого приготовлю праздничный ужин, родные соберутся, обязательно курицу по фирменному рецепту запеку — под медом. Конечно, если можно было время повернуть, я бы уже не выбрала такую неженскую профессию. В детстве мечтала стать следователем — тоже, конечно, не совсем женская работа, но железки таскать не нужно.

Сказала — как отрубила

Арматурщик четвертого разряда Татьяна Темникова лихо рубит металл с 23 лет — с тех пор, как совсем молодой девчонкой пришла на новый завод.

— Я самоучка, корочек нет, — сказала, как отрубила, женщина. — Родители рабочие, поэтому особо выбор не стоял, куда пойти работать. Училась в Томске, и меня по направлению отправили в Благовещенск. Сначала работала в столовой, год поварила и ушла в цех. В столовой не то чтобы не понравилось… По тем временам повар получал зарплату 84 рубля, а рабочий — 250. Есть разница? Потом уезжала с детьми в Сибирь. Вернулась и лет восемь, как снова уже работаю на заводе. Страшно никогда не было, я смолоду привыкла на тяжелых работах быть, знала, что мне все по плечу. 

Главная проблема сегодняшних заводов — отсутствие молодых кадров, уверена Татьяна  Темникова.

Арматурщик Зоя Платонова без устали занимается «варкой», правда не борща, а арматурных сеток.

— Без нас — женщин-пенсионерок, здесь бы вообще все встало. Молодежь не хочет идти на тяжелую работу. Молодые люди  либо алкаши, либо ботаники. Мы, бабки-пенсионерки, и тянем цех. Работаем наравне с мужиками, сил у нас на все хватает. Еще и огород держу: выращиваю картошку, овощи, цветочки. Восьмого марта на работу выйду, в этот день хотелось бы не какого-то конкретного подарка, а уважения. Особенно к рабочей профессии, ну и как к женщине, конечно.

«Мечтала о парашюте — работаю на кране» 

Неожиданно грохот бетонных плит перекрывает звонкий голос откуда-то сверху. Крановщик Алина Ковалева — обладательница самого острого глаза и громкого голоса на всем заводе. «Иногда приходится и крепким словцом приложить коллегу, если он о чем-то постороннем замечтался», — смущенно признается женщина.

— В детстве мечтала стать парашютисткой, но не получилось, может быть,  поэтому и выбрала работу, связанную с высотой, — рассказала Алина. — 18 лет назад выучилась на крановщика и до сих пор работаю на этом заводе и не собираюсь профессию менять. Не поверите, но на этой работе мне очень нравится. Вначале страшно было, но со временем привыкла. Моя задача — разлить бетон по опалубкам, убрать их в камеру, после пропарки вытащить и отправить на склад готовой продукции.

Особенного подарка в Международный женский день звонкоголосая крановщица не ждет.

— Самый лучший подарок для меня — стабильность в работе, в жизни, в стране. Цветы мужчины обязательно подарят и хорошие слова скажут, — уверена Алина Ковалева. — А большего нам, женщинам, и не нужно.

Возрастная категория материалов: 18+