Работа впустую 

Обещанную зарплату монтажники, бетонщики, арматурщики, сварщики и крановщики, чьим трудом возводится мощный технический комплекс для сборки ракетоносителей на космодроме Восточный, видели только на бумаге. На вопрос «Где наши деньги?» руководство компании вразумительного ответа не дает. Сначала вахтовиков, среди которых жители Приамурья, Хабаровского и Приморского краев, просили подождать, а потом и вовсе вернули домой ни с чем.

51

жалоба по поводу нарушений трудового законодательства в организациях, участвующих в строительстве космодрома, поступила в начала года

— Нас, высококлассных специалистов, просто кинули, — пожаловался в редакцию АП один из монтажников «Тихоокеанской мостостроительной компании» (ТМК). — Мы работаем вахтовым способом, с 15-го по 15-е число, и выполняем монтаж металлоконструкций. 15 марта нам должны выплатить зарплату, но, скорее всего, не выплатят — денег нет, в связи с чем нас раньше срока отправили по домам. На питание и билеты скидывались сами, занимали друг у друга. А ведь у всех семьи, которые надо кормить. Но нас пока кормят одними обещаниями.

Столь мрачную картину на космической стройке Приамурья наблюдают впервые. В мае 2014 года были первые звоночки — людям задерживали зарплату, но проблема рисовалась не столь серьезной.

— А сейчас представьте картину: горючее не закупается, техника в простое, денег нет ни на питание, ни на зарплату людям, — описывает происходящее другой вахтовик Николай. — При этом все металлоконструкции на объекте собирались силами ТМК. Но в итоге компания просто вывела людей с объекта. Мы написали заявление о прекращении трудовой деятельности на 2/3. И вернемся ли туда — не известно. В прошлом году нам тоже задерживали зарплату, но мы тогда верили прежнему руководству. А с нынешним вообще нет конструктивного диалога, вся информация закрыта.

Жалобы не по адресу

Чем дальше продвигается стройка космодрома, тем больше вскрывается фактов обмана. То обещанная зарплата не совпадает с реальной: заманивают 50—60 тысячами рублей, а дают по 30. То вообще не платят, как в случае с ТМК, месяцами. Кстати, амурские компании в этом плане пока самые дисциплинированные. Может, потому что они местные и в случае чего найдутся те, кто сможет привлечь их к ответственности.

— Проблема в том, что если к амурским фирмам мы можем прийти с проверкой, то в отношении приморских и хабаровских компаний-субподрядчиков наши полномочия ограничиваются только тем, что мы переадресовываем обращения граждан своим коллегам из других регионов, — комментирует ситуацию руководитель Государственной инспекции труда в Амурской области Людмила Кривоногова. — С начала этого года к нам поступила 51 жалоба по поводу нарушений трудового законодательства в организациях, участвующих в строительстве космодрома. Причем обращались не только сами работники, но и их жены, матери. Повод один — задержка заработной платы. И в 49 случаях закон нарушали фирмы, зарегистрированные в других регионах нашей страны. А помочь вахтовикам, чей работодатель находится за пределами Приамурья, к сожалению, проблематично. Поскольку представительств в нашей области у данных компаний нет.

О задержке заработной платы строителям космодрома знают и в прокуратуре Амурской области. Ситуацией владеют, принимают меры, но от комментариев СМИ по данному вопросу воздерживаются.

Лидер теперь в отстающих

Главный строитель космодрома Восточный — ФГУП «ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России». Все денежные расчеты между государством и фирмами-субподрячиками осуществляются именно через эту строительную компанию, находящуюся в Хабаровске. И все деньги по договору подряда, как уверяют в Дальспецстрое, «Тихоокеанской мостостроительной компании» выплачены.

65

миллионов рублей — долг ЗАО «ТМК» пперед работниками

— В настоящее время Дальспецстроем выполнены все обязательства по финансированию заключенных с ЗАО «ТМК» договоров, — комментирует первый заместитель начальника ФГУП «ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России» Юрий Лукичев. — Кроме того, нами рекомендовано ЗАО «ТМК» в кратчайшие сроки устранить задолженность перед сотрудниками, работающими на строительстве космодрома. Однако вопрос оплаты труда является исключительной компетенцией руководства данной компании. Следует отметить, что факт задержки выплат сотрудникам субподрядных организаций вызывает негативное отношение со стороны руководства Спецстроя России. При этом руководство и сотрудники оперативного штаба строительства космодрома находятся в постоянном рабочем контакте со всеми компаниями, задействованными на Восточном, в том числе и по вопросам оплаты труда.

В общем, все стрелки свелись к ЗАО «ТМК»: деньги ей перечислили, но до сотрудников они так и не дошли.

Куда делись деньги

— Конечно, вина в случившемся в большей степени ложится на наше руководство, — продолжает сотрудник «ТМК» Николай. — Если знали, что денег нет, что предприятие несет убытки, надо было хотя бы людей предупредить или отправить в отпуска. А с нами поступили непорядочно.

Прояснить ситуацию корреспондент АП пытался с помощью заместителя генерального директора «ТМК» по техническим вопросам, который сейчас находится в Углегорске. Но Александр Иванович ушел от ответа: «Я ничего не знаю, по всем вашим вопросам звоните в Уссурийск. Комментарий вам может дать только вышестоящее руководство».

Руководство фирмы тоже, как мы ни старались, не пошло на контакт. Зато из других источников нам стало известно, что ситуация на строительном предприятии, похоже, патовая. Компания, которая за период строительства объектов саммита АТЭС с 2008 по 2012 год перечислила в государственный бюджет 2,8 миллиарда рублей, сейчас находится на грани банкротства. Концы с концами она не может свести потому, что ей самой должны. Только 276 миллионов рублей задолжал Департамент дорожного хозяйства по Приморскому краю, еще 250 миллионов не вернули другие строительные фирмы. Сейчас ТМК судится с должниками. Но у тех самих на счетах нет средств, чтобы покрыть долги. В стране, как известно, кризис.

Более того, в минувшую среду Арбитражный суд Приморского края приступил к рассмотрению дела о признании несостоятельным ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». С таким исковым заявлением выступили сама ТМК и еще ряд строительных компаний. Конечно, не факт, что фирму признают банкротом, есть еще шанс, что должники расплатятся с компанией. Ведь долг-то перед работниками у ЗАО «ТМК» составляет всего 65 миллионов рублей.

— Раньше это была добросовестная фирма, а теперь она сама стала заложником договорных отношений, когда ушла на субподряд, — комментирует главный государственный инспектор труда в Приморском крае Олег Колосов. — Договоры вроде бы заключены, работы ведутся, но деньги мостостроительной компании не перечисляют, ее тоже кормят обещаниями. Конечно, мы совместно с прокуратурой Приморского края проводим проверки, привлекаем руководство к административной ответственности (последний раз 27 февраля), накладываем штрафы. Но ситуация пока сложная.

По словам инспектора, у сотрудников ТМК на сегодняшний день остаются два пути:

 

1. Дождаться, когда предприятию все-таки вернут долги и оно рассчитается с работниками.

2. Обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы.

ЗАО «ТМК» — одна из крупнейших мостостроительных компаний на Дальнем Востоке.

Основные направления деятельности компании — строительство и реконструкция мостов, дорог, зданий и сооружений, изготовление сборных конструкций и бетона. Самыми известными объектами являются: мост «Золотой» через бухту Золотой Рог, трасса Седанка — Патрокл; низководный мост через Амурский залив; дорога от Золотого моста до бухты Патрокл. Текущие проекты: строительство технического комплекса космодрома Восточный в Амурской области и строительство Нарвинского тоннеля в Хасанском районе Приморья. 

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram.