Главные роли в проекте аккуратно распределены между хорошо знакомыми Лунгину актерами. Даже не зная сюжета зарубежных аналогов, зритель еще в первой серии понимает, что ему предстоит стать свидетелем 12-серийной дуэли, соперниками в которой становятся персонажи Владимира Машкова и Виктории Исаковой. Первый снимался в «Олигархе», вторая — в «Острове», и об обоих актерах Лунгин готов высказываться в положительном смысле при любой возможности. Второй план тоже укомплектован именами, способными привлечь аудиторию: совершенно новый образ Сергея Маковецкого плюс хорошо знакомые амплуа Владимира Вдовиченкова и Марии Мироновой. Именно им предстоит разыграть драму о возвращении пленного офицера, которого не дождалась жена, зато Родина встретила с вполне нездоровым интересом.

Сериал начинается с довольно скомканной сцены, позволяющей нам понять, что героиня Исаковой не в себе, у нее на это есть причины и главной из них является «террорист № 1», который притворяется мертвым. Примечательно, что Машков в первый раз появляется в кадре сразу в двух образах, уже сыгранных им ранее — Распутина из одноименного телесериала и Кирилла Мазура из «Охоты на пиранью». Тем не менее зрителю быстро дают понять, что майор Брагин, пробывший в плену шесть лет, не будет никем из хорошо знакомых героев: актер явно вдумчиво готовился к роли, благодаря чему разгадать его персонажа вот так сразу вряд ли получится. Образ получился точным, невзирая, завербован Брагин террористами или нет: человеку, оторванному от собственной жизни на такой срок, очень сложно стать национальным героем в удобном для медиа виде. Взгляд не позволяет.

И если с личной жизнью майора все предельно ясно (дети выросли, жена после долгих лет веры в возвращение супруга понемногу начала строить новую семью, да к тому же с родным братом героя — ждите мордобоя), то все остальное будет предоставляться порционно. Для этого и существует сотрудница чего-то там Анна Зимина, которую держат на работе исключительно в силу скрытой гениальности, потому как все остальные особенности этой женщины исключительно асоциальны. Зимина щедро подведенными черной тушью безумными глазами высматривает в Брагине предателя и спокойно совершить злодеяние (если она права) или спиться (если нет) новоявленному герою страны не даст. А на дворе 1999 год, слово «теракт» несет в себе слишком реальный смысл и Родину надо спасать любыми, даже самыми неприглядными, методами.

Эту полушпионскую, полумыльную историю Лунгин снимает в общем-то непринятой на российском телевидении стилистике: на память приходит парочка сериалов, но сходство есть только в деталях. Приглушенные цвета и эмоции, диалоги с такими паузами, что начинаешь ощущать нехватку суфлера, напряженность, которая не наращивается согласно законам жанра, а поддерживается на взятом на старте уровне — это настолько непривычно, что хочется смотреть дальше. Среди актеров несколько раздражает главная героиня (за аналогичную роль Клэр Дейнс получила пару «Золотых глобусов»), однако постепенно понимаешь, что не столько игрой, сколько неадекватностью самого персонажа. К концу первой серии понимаешь, что эта самая Зимина — красная тряпка для всех, включая аудиторию телешоу, и все становится на места.

«Родина» — это телевизионное кино, которое нельзя смотреть, переключая каналы или уж тем более пропуская серии. Лунгин рассматривает патриотизм как разновидность человеческого поведения, которому свойственны и крайности, и ложь, и резкие смены главных ориентиров. Этому вполне способствует и тема первоисточника. Но делает свою работу режиссер очень уж вдумчиво и с претензией на филигранность, которая в многосерийном кино то и дело оказывается лишней. Интересная изначально история рискует ближе к середине превратиться в топтание на месте или вообще вернуться к начальным позициям. В конце концов, именно возвращение становится всеобъемлющей темой этого проекта. И дело не только в герое с его новой жизнью и новой Родиной — нас тоже возвращают в ту Россию и в то кино, в которых сам этот процесс убежденно считался плохой приметой.

Возрастная категория материалов: 18+