Натюрморт бросает вызов 

Открытая школа рисования для взрослых расположилась в арт-галерее «Островов». Четыре мольберта, наборы пастели и натура — незамысловатый натюрморт (горшок с хризантемами и фрукты) — привлекают своим видом любопытных прохожих. К руководителю студии художнице Анне Моисеенко подходят многие и, узнав, что удовольствие ненадолго стать настоящим творцом стоит не дороже, чем купить пару билетов в кино, обещают обязательно вернуться. Но вот какая-то девушка уверенно занимает одно из рабочих мест, глаза горят. Забыв познакомиться, узнаю, что она пришла уже во второй раз. В первый — тоже рисовала цветы. И она с радостью демонстрирует мне фото на смартфоне — шикарный букет из трех белых роз. Поймав мой подозрительный взгляд, Анна Моисеенко улыбается: «И ты так сможешь. Прямо сегодня!»

 «Смычком» по бумаге 

— Обойди экспозицию. Посмотри, с какой стороны красивее, — дает мне первое задание наставница. — Откуда лучше смотрится, на тот стул и садись. 

Какая разница, где красивее! Сажусь на стул спиной к выходу, чтобы не отвлекаться. Беру в руки карандаш. Оказывается, беру неправильно. Художники обычно держат карандаш не как ручку при письме, а скорее, как скрипач держит смычок. Так получается делать негрубые, едва заметные линии. Для схемы предметов — самое то. Нарисовать натюрморт целиком кажется непосильной задачей, и Анна разрешает ограничиться хризантемами. По указанию Анны провожу осевые линии, разделив лист на четыре части. Определяю расположение горшка и каждого из трех цветков. «Скелет» моей будущей картины готов. На все про все уходит минут 15.

Вид издали лучше 

— Теперь можно начинать работать с  цветом, — командует мой творческий руководитель. — В теневых местах цвет будет наиболее насыщенным, темным. Детали мы пока не прорисовываем. Так что у тебя нет задачи выделить каждый листочек. Только основные, самые крупные. Всего остального достигнешь за счет игры цвета. 

С этими словами Анна достает из коробки с пастелью фиолетовый мелок и делает несколько штрихов в глубине будущей листвы. 

— Зачем?! Листья же зеленые! — возмущаюсь я. 

— Какого-то одного цвета быть не может —  это и называется художественное видение. Сейчас мы еще красного сюда добавим. Потом ты тоже будешь использовать цвета, которых, казалось бы, в самом предмете нет. А в итоге получатся хризантемы. 

Всерьез опасаясь, что меня художественным видением Бог обделил, пытаюсь следовать советам мастера, однако выходит какая-то абракадабра на бумаге. Расстраиваюсь, но Анна заставляет встать со своего места и отойти посмотреть на свой рисунок со стороны. Оказывается, все художники совершают этот забавный ритуал не для того, чтобы полюбоваться своим творением, а для того, чтобы контролировать процесс. Со стороны виднее. Вот и я зря наговаривала на свой рисунок. Издалека общая тема прослеживается, хоть, сидя у мольберта, этого и не скажешь. 

Красоту спасет тень 

Теперь цвета, которые я нанесла на бумагу, надо обобщить — растереть кончиками пальцев. Пастель растушевывается прекрасно, но пальцы быстро становятся очень грязными и сухими. Соседка молча протягивает влажную салфетку. А я тем временем получаю задание заняться цветочным горшком, с которым, к моей радости, долго возиться не пришлось. Ведь на ровном гладком цветочном горшке свет и тень видно просто замечательно. А выстроить отношения между светом и тенью, как я поняла,  и есть залог успеха в написании картины. Впрочем, мое понимание никак не помогало рисовать главную красоту — белые макушки цветков. Я без устали смешивала разные цвета пастели, но хризантемы получались то абсолютно плоскими, то бесформенно-воздушными и, как бы я ни старалась, мало напоминали цветы с натуры. Увидев мои творческие и чисто человеческие муки, Анна помогла доработать один из цветков. Еще немного — и моя картина готова! Отошла на несколько шагов назад. Посмотрела со стороны. Пожалуй, автором ее мог бы быть кто угодно, но только не курица.

МНЕНИЕ 

Татьяна Ахматова, старший преподаватель кафедры дизайна АмГУ: 

— Считается, что развивать творческие способности ребенка — фантазию, творческое мышление — можно уже с трех-четырех лет. Затем можно заниматься непосредственно обучением рисованию без ограничений по возрасту. В обучении взрослых есть много плюсов: человек приходит к этому осознанно, он заинтересован, будет заниматься самостоятельно. Если к тому же у него есть природные данные, результат может быть просто отличным. Среди наших студентов, например, есть те, кто прошел академическую школу, а есть такие, кто приходит поступать без какой-либо подготовки, но они порой учатся лучше как раз из-за своих способностей, из-за природного чувства цвета. Однажды я готовила 16-летнюю девушку к поступлению в вуз Австралии на дизайнерский факультет. Она никогда нигде не обучалась, но была способной и очень хотела поступить. Стремление было настолько велико, что ее мечта сбылась. Сейчас она уже окончила австралийский вуз и успешно работает в этой стране дизайнером. 

ГДЕ ВЗРОСЛЫХ УЧАТ РИСОВАТЬ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ:

Студия «Веселые картинки»

Нагрузка: один раз в неделю, 2 часа.

Стоимость: 1600 рублей в месяц.

Группа: до 10 человек.

Детская художественная школа

Нагрузка: один раз в неделю, 2 часа.

Стоимость: 200 рублей за занятие.

Группа: до 10 человек

Студия «Фантазия»

Нагрузка: по желанию.

Стоимость: 450 рублей в час.

Индивидуальные занятия

Амурский областной краеведческий музей

Нагрузка: один раз в неделю от 1 до 3 часов.

Стоимость: 500 рублей за занятие (независимо от продолжительности).

Группа: до 10 человек.

Минимальный набор начинающего художника:

— два карандаша (10—15 рублей);

— ластик (от 6 рублей);

— мольберт (от 2500 рублей);

— пачка бумаги (от 600 рублей за 50 листов);

— пастель (от 530 рублей).