Фото: vinterfilm.ruФото: vinterfilm.ru

Любопытно — эта история начинается со сцены, неуклюже скопированной из «Ликвидации», то есть наиболее удачного в плане воссоздания эпохи продукта современного телевидения. Сюжетная линия «Однажды в Ростове» не менее насыщена историческими событиями, ведь помимо двух основных —  новочеркассого бунта и поисков банды Вячеслава Толстопятова— здесь много меньших по значимости элементов хрущевских времен нашей страны. В 24 сериях авторы попытались показать особенности советского всего: армии, милиции, КГБ, партийного руководства, семьи и досуга, преступности и законности — перечислять можно долго. В результате многие аспекты совершенно естественным образом получились контурными, некоторые — преувеличенными, а главное постоянно теряется в ненужных деталях и, что за что больше всего цепляется глаз, — в повторении одних и тех же сцен.

Роль певицы Тамары была написана для Анастасии Заворотнюк, но в итоге ее сыграла Алена Бабенко. Для этой роли она несколько месяцев занималась вокалом. Актриса сама исполнила песни «Как провожают пароходы», «Старый клён», «Голубые города», «Черный кот».  

Главных героев в сериале столько, что уделить достойное внимание каждому не получается: поэтому амплуа раздают в первых же сериях. Хороший, но не очень решительный кгбшник (Жигунов), недалекий служака-милиционер (Плетнев), туповатый и трусливый киномеханик (Раков), растерявшая молодость и честь певичка (Бабенко) и многие другие, с реальными прототипами и без, они выстраиваются в простой и понятный ряд. Зрителю остается запомнить и в дальнейшем руководствоваться именно первым впечатлением. Не очень понятным предстает исключительно сам Толстопятов в исполнении Вдовиченкова — неоднократно преступая закон с самых первых серий, он остается в полуположительном поле. Так и должно быть — ведь в настоящей жизни этот персонаж, начавший с искусной подделки банкнот, а закончивший нападением на ни в чем не повинных людей и закономерной вышкой, внушал обществу трепет и уважение. Этот незаслуженный ореол борца с режимом вокруг обычного, хоть и талантливого грабителя и убийцы, сохранен и в фильме.

Демонстрируя самые неприглядные стороны десятилетия в виде своеобразного экстракта, режиссер Константин Худяков, известный по сильному фильму «На Верхней Масловке», то и дело проваливает сюжет. Герои постоянно «случайно» оказываются в нужных местах, в многотысячных городах им никак не удается разминуться друг с другом, а неизбежно становясь участниками печально известных событий, они стараются только делать вид, что играют в них какую-либо важную роль. Исключение составляет только генерал Шапошников, существовавший в реальной жизни —  в сериале это идеальный офицер, который, в отличие от своего прототипа, все-таки отправляет письма по поводу стрельбы по безоружным рабочим в Новочеркасске в Союз писателей. Безуспешно, надо полагать. Впрочем, сам расстрел, ставший символом трусости, на которую может быть способно государство, в сериале сохраняет значимость только поначалу, запуская в жизненных механизмах героев невидимые роковые пружины.

150

актеров было задействовано в съемках фильма. Большинство из них — обладатели громких имен: Владимир Вдовиченков, Богдан Ступка, Алена Бабенко, Константин Лавроненко, Екатерина Климова, Евгений Князев и другие. 

Пока полусумасшедшие патрийные деятели мучают собственную тайную полиция задачами по поиску «истинных зачинщиков и идеологов» бунта, хотя являются ими сами, в Ростове постепенно набирает силу настоящее зло. Казалось бы, на этом и следовало сосредоточиться сценаристам «Однажды в Ростове», но ничего не выходит: построенная в самом начале многосоставная и сложная любовная линия пожирает все их возможности. Сотрудник госбезопасности, возлюбивший студентку медвуза, три серии подряд в основном ходит на четвереньках, потому что не хочет к жене и начальству. С той же студенткой связан милиционер, которому поручают и искать фальшивомонетчиков, и разгонять демонстрации, однако он тоже пьет и регулярно вообще вываливается из сюжета на неприлично долгие сроки. Папа студентки попал под жернова репрессий, сидит в тюрьме и ничего не знает. А тут еще жена кгбшника, ее брат, потом — брат главного героя и певичка из кинотеатра, продавщица в магазине, которая тоже так и норовит с кем-нибудь переспать.

Разбираясь в этих хитроплетениях, осознаешь, что саму эту увлекательную, написанную, как говорится, самой жизнью историю можно было бы вполне уместить и в восемь серий, если бы не все эти личные трагедии, каждой из которых нужно уделять по пять минут на серию. Вся надежда на кровожадность сценаристов, которую видно невооруженным взглядом: если к середине сериала лишних персонажей начнут лишать жизни, а как следствие —  пространства, то, вероятно, в нем появится детективный стержень. А пока —  действие плывет от песни к песне (Бабенко перепела весь стандартный набор), от фильма к фильму (нам постоянно показывают куски «Девчат» и тому подобных картин) и от объятий к объятиям. В промежутках персонажи регулярно стукают друг друга по морде, но скоро, конечно, снова начнут стрелять.