«Танцующая с лошадьми»: то ли девочка, то ли виденье

Успех книг английской писательницы Джоджо Мойес отчасти в том, что она одновременно является профессиональной журналисткой и пишет свои романы очень достоверно, с большим вниманием к фактам и деталям, характеризующим социальный статус персонажей. Мы верим в реальность героев, начинаем им сопереживать и, разумеется, хотим знать, что с ними будет дальше.

«Танцующая с лошадьми» — книга о трудном сближении двух совершенно разных особ женского пола, без которого невозможно счастье ни одной, ни другой. Одна — успешный юрист, стремительно делающая карьеру и по долгу службы защищающая интересы подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию. Вторая — тот самый подросток. Без пяти минут адвокат Наташа, вся в телефонных звонках, расплескавшемся кофе, переговорах и планах, из окна поезда видит девочку на роскошном коне, выделывающую немыслимо красивые пируэты. Видит и не знает, что эта самая «то ли девочка, то ли виденье» в ближайшее время робко войдет в Наташину жизнь и лихо поставит в ней все вверх дном. И не только потому, что у малышки Сары на попечении элитный конь, существование которого она тщательно скрывает. Просто у Сары было очень трудное детство, и она разучилась доверять взрослым.

Эти две совершенно разные судьбы, которые волей случая и вопреки здравому смыслу однажды пересеклись и тесно переплелись между собой, как оказалось, не могут состояться порознь. Обеим героиням приходится меняться, чтобы удержаться в седле, когда жизнь делает неожиданные левады, крупады и каприоли (сложные фигуры верховой езды, требующие от всадника хорошей реакции и мастерства). Наташе приходится выбирать, что ей дороже: ее ухоженный садик с любимыми азалиями в тайном загородном доме или спасение маленького гордого человечка, остро нуждающегося в ее помощи. Очень важно сделать правильный выбор, определив для себя, где истинные, а где мнимые ценности. А дальше правильно сделанный выбор позволит Наташе выйти из двойственной ситуации в личной жизни. Именно Сара, балансируя на грани жизни и смерти, помогла Наташе определиться, с кем дальше строить личную жизнь — с бывшим мужем, легкомысленным красавцем и любимцем всех на свете женщин, или с новым поклонником-коллегой, серьезным и ответственным, заботящимся о Наташе и ее карьере. Ведь тут тоже надо суметь отличить настоящее от мнимого.

Трудности остались позади, жизнь, изрядно покуролесив, вошла в свое русло. И Наташа, и Сара обрели семью, а разве не это главное в жизни женщины любого возраста?

«Просто вместе»: встретились три одиночества

Француженку Анну Гавальда называют второй Франсуазой Саган и знатоком человеческих душ. И не случайно: ее книги – это путешествия по лабиринтам человеческой души. Это всякий раз невероятная нежность по отношению к героям, их прошлому и настоящему, попытка понять и оправдать их ошибки и заблуждения. Гавальда пишет о своем поколении, поколении нулевых. «Просто вместе» — роман о трех одиночествах, собравшихся под одной крышей. Эти трое настолько разные, что кажутся друг другу инопланетянами. Повар Фрэнк, парень от сохи, любит поесть и говорит только о продуктах. Художница Камилла ненавидит еду и пребывает на грани анорексии. И, наконец, отпрыск древнего аристократического рода Филибер, у которого они квартируют, абсолютно беспомощен в настоящем, но как рыба в воде чувствует себя в истории, о ней он может рассказывать часами. Они полярно разные, но только собравшись вместе, они понимают, что нужны друг другу — по одиночке каждый из них не полон.

И Фрэнк, и Камилла, и Филибер достаточно молоды, но у каждого было несчастливое детство, из которого они вынесли тяжкий груз переживаний, унижений, боли расставаний с близкими. Этот груз не дает им реализоваться в жизни, заставляет совершать ошибки или, наоборот, удерживает от каких-либо шагов или отношений, которые бы вывели их из затруднительного положения, в том числе финансового. Они не верят, что у них в жизни что-то получится – видя ошибки и сегодняшнюю жизнь своих родителей, они понимают, что такой жизни они точно не хотят. А то, чего они хотят, в принципе недостижимо. Поэтому Филибер продает открытки, Камилла по ночам убирает офисы, а Фрэнк готовит сутки напролет и понимает, что шеф-поваром ему все равно никогда не стать.

Собравшись вместе в весьма экзотической квартире Филибера с видом на Эйфелеву башню, эти трое индивидуалистов-аутсайдеров начинают замечать друг друга, а постепенно и остальных окружающих. Настолько, что решаются на безумный шаг — выкрасть из дома престарелых бабушку Фрэнка. «Четвертое одиночество» добавило новых и неожиданных красок в общую палитру. Герои романа «Просто вместе» проходят очень сложный путь и, конечно же, выползают из своих скорлупок, в финале — это совершенно другие люди. Каждый находит свое достойное место в жизни, и они уже не боятся передавать свой опыт следующему поколению, ведь они убедились, что жизнь – это не только  разочарования и потери.