• Выпускница железнодорожной школы п. Ушумун легко прошла конкурс четыре человека на место в БГПИ.
  • Работа не отпускает даже вдали от официального рабочего места.
  • Двухэтажный домик характерной послевоенной постройки за десятилетия не изменился.
  • Валентина Сергеевна считает набережную уникальным местом мирового масштаба.

Первая остановка в одном квартале от мэрии. Выпускница железнодорожной школы № 169 поселка Ушумун приехала поступать Благовещенский пединститут в далеком 1973 году. При конкурсе четыре человека на место было страшновато, но вступительные экзамены дались без особых проблем.

— С первого класса хотела быть учителем. Это желание напрямую связано с судьбой моей мамы. Она сирота, росла в детском доме-интернате и воспитывалась учителями. Они забирали маму к себе домой на каникулы. Я до сих пор помню ее рассказы о каждом из них, знаю фамилии, имена, прозвища, истории. Мы каждое лето ездили к семье ее учителя в гости. В детстве думала, что это мамины родственники, настолько теплые отношения у них сложились.

Случай, который произошел со мной в 6-м классе, определил профиль педагогической деятельности. Помню, мы склоняли существительные. Я работала у доски и сделала ошибку. Студентка-практикантка очень обрадовалась: «Этот вариант из старославянского, окончание было в звательном падеже». Больше я от нее не отходила, настолько стало интересно. В итоге поступила на историко-филологический факультет.

Валентина Сергеевна не скрывает гордости за проведенные в стенах БГПИ (ныне БГПУ) годы. Это было настоящее классическое образование, которое преподавали уникальные педагоги, про которых до сих пор ходят легенды. В частности, ей повезло учиться у Анны Ивановны Вайсман, Анатолия Васильевича Лосева, Валентины Михайловны Брысиной, Вячеслава Васильевича Белоглазова и других.

— Наше общежитие прямо через дорогу. Мы с однокурсницами до сих пор поддерживаем связь, периодически встречаемся, хоть и разбросаны по всей стране. Вспоминаем, как сами готовили и дежурили по комнате. Съели столько пачек супа в пакетах, что я его до сих пор не ем. А какая у нас была культурная жизнь! Дискотеки по вечерам, серенады под окнами. Историки-старшекурсники вечером после выпускных экзаменов соберутся на улице и песни поют. Тут же расстилают газету, а им из окон от благодарных зрителей летят копейки, конфеты… Народ очень озорной. Декан был поющий, поэтому все четыре года мы в обязательном порядке занимались хоровым пением. Сегодня я вспоминаю об этом с удовольствием. В драмкружке спектакли ставили, «Золушку», например. Сейчас я бываю в БГПУ в основном по работе, но каждый раз захожу с волнением. Это непередаваемое чувство уважения к тем людям, которые здесь работали.

Ключ под ковриком 

— Давно здесь не была, — вздыхает Валентина Сергеевна, оглядывая маленький дворик по переулку Волошина. — Есть такое мнение: не нужно возвращаться туда, где было хорошо. Наверное, поэтому сюда не хожу, хотя воспоминания об этом месте самые теплые. Это наша первая квартира. Здесь мы с мужем начали настоящую самостоятельную жизнь, здесь выросли наши дети. Помните — ключ под ковриком, записка в дверях? Так все и было.

Двухэтажный домик характерной послевоенной постройки за десятилетия не изменился. Здесь получили свое первое жилье молодые специалисты семьи Калита. Даже деревянные окна в их квартире на первом этаже остались прежними. Однако самым трогательным моментом оказалась сирень.

— Она всегда росла возле наших окон. Помню, откроешь створки —  и запах по всей квартире. Двор утопал в зелени. Если кто-то пек пирожки, то обязательно угощал всех соседей. В садик детей водили через дорогу, совсем рядом, и поэтому всегда опаздывали. С нами на площадке Фаина Андреевна жила, ей тогда, мне казалось, было лет 70. Она, как страж двора, следила за порядком. Если кто-то ноги не вытер, то достанется по первое число. Зато детей мы отпускали гулять спокойно. Все знали проблемы друг друга, решали их сообща.

Работа не отпускала даже вдали от официального рабочего места.

Помню, заскочу к Фаине Андреевне, без слов ребенка в подушки усажу —  и бегом в 48-й магазин (ныне офис «Билайн») за молоком. Знали, что можно малыша доверить, да здесь все дети общими были. Я сама иногда в выходной день собирала всю детвору и на рейсовом автобусе везла в кинотеатр «Амур».

Есть еще одно хорошее воспоминание. Предыдущие жильцы встроили большое зеркало в стену. Мы его убирать не стали. Потом, сколько его ни вытирай, оно всегда было в отпечатках детских ладошек.

Место, которого хватит всем 

— Сейчас вам покажу одно место, которому аналогов, на мой взгляд, в мире нет. Мы сюда своих гостей приводим, — интригует исполняющая обязанности главы Благовещенска.

Пересекаем площадь Победы, приближаемся к арке, выходим на набережную.

— К нам приезжают гости из разных городов, в том числе Москвы, Питера, и всегда удивляются: «Вы гуляете вечером по набережной? Ничего не боитесь?». Но стоит им самим пройтись, всмотреться в лица идущих навстречу —  и ответ становится очевиден.

Оглянитесь вокруг. Наша набережная — место уникальное. Практически — государственная граница, центр города и его окраина, начало страны и ее край. Где еще можно увидеть другое государство, стоя на центральной площади города?  Места, равного по ощущениям, где все настолько переплетено, вы больше не встретите. Я предлагаю всем гостям здесь постоять, подумать, прочувствовать эту атмосферу. Мы сами очень любим здесь гулять с детьми и внуками. Во время прогулки обязательно встретишь знакомых, поговоришь, какие-то вещи обсудишь. Здесь, на набережной,  каждому найдется место по душе.

Валентина Калита невольно обращает внимание на молодых мам с колясками, влюбленные парочки, пожилых людей, беседующих на скамейке неподалеку. К вечеру здесь будет многолюдно. В итоге наша собеседница вновь окунается в работу. Дела не отпускают даже здесь.

— С прошлого года мы говорим о культурном городе, благодаря чему назначение набережной приобрело новый смысл. У нас есть три популярные точки — ротонда, катер, арка. Трижды в неделю они превращаются в площадки для самых разных мероприятий. Взять нашу Ассоциацию пожилых людей, участники которой всех покорили коллективными танцами. Люди специально приезжают посмотреть на их выступления, поучиться.

В прошлом году мы отмечали Год культуры, ему на смену пришел Год литературы. Мы будем ориентироваться уже на эту тематику. Хотим привлечь сюда людей читающих, пишущих, знающих. У нас мечта — чтобы каждый творческий человек мог реализовать себя здесь. В Москве есть Арбат, у нас есть набережная. Места хватит всем.

Наказание в подарок 

Помимо знаний и любимой профессии, Благовещенский пединститут наградил нашу героиню одним из самых главных жизненных подарков. На втором курсе студентка из поселка Ушумун задержалась на летних каникулах. Будущие педагоги уже вовсю копали картошку — по традиции помогали сельскому хозяйству. В итоге декан Геннадий Филиппович Аленишкин отправил проштрафившуюся второкурсницу работать с первокурсниками. Народ вокруг был незнакомый, а девчонки все время обсуждали одного однокурсника, называя его почему-то Мишель. Когда он появился, то выяснилось, что он на самом деле Михаил. Личность в студенческой среде уважаемая и популярная.

— Мое наказание оказалось судьбоносным. С Михаилом Михайловичем мы живем уже 38 лет. Сначала подружились, возникли симпатии, встречались на праздниках, репетициях, в кино ходили. В нечто большее наши отношения переросли как-то незаметно.

Возрастная категория материалов: 18+