• Фото: www.kinopoisk.ru, кадр из к/ф «Список Шиндлера»
  • Фото: www.kinopoisk.ru, кадр из к/ф «Игры разума»
  • Фото: www.kinopoisk.ru, кадр из к/ф «Назад в будущее»
  • Фото: www.kinopoisk.ru, кадр из к/ф «Казино»
  • Фото: www.kinopoisk.ru, кадр из к/ф «Ганнибал»
  • Фото: www.kinopoisk.ru, кадр из к/ф «Афера»

«Список Шиндлера»

Семь премий «Оскар» при 12 номинациях, три «Золотых глобуса»  и целая россыпь призов Британской киноакадемии — и это при том, что снятый за 22 миллиона долларов преимущественно черно-белый фильм Стивена Спилберга в мировом прокате заработал в 14,5 раз больше. Для 1993 года показатели оказались рекордными — картина стала и самой дорогой среди снятых не в цвете, и самой коммерчески успешной среди них же. Студия Universal приобрела права на книгу одного из спасенных в годы Второй мировой войны немецким фабрикантом Оскаром Шиндлером евреев еще в 1983 году. В последующие десять лет Спилберг, инициировавший эту покупку, терзался сомнениями, готов ли он снимать кино о Холокосте, а владельцы студии пытались привлечь других постановщиков, в том числе Романа Полански и Мартина Скорсезе. Впоследствии Спилберга все же удалось уговорить и это позволило ему основательно приподняться над статусом «развлекательного» режиссера. 

«Список Шиндлера» объединил в себе потрясающее по силе воздействия актерское трио Лиам Нисон—Бен Кингсли—Рэйф Файнс, и если роль второго из них оказалась несправедливо незамеченной, то для остальных картина во многом стала определяющей. Нисон уступил «Оскара» за лучшую мужскую роль Тому Хэнксу, сыгравшему в «Филадельфии», и это была своеобразная дань уважения картине на фоне тотального триумфа «Списка», но по-настоящему знаменитым в мире стал благодаря этой роли. Файнс, в свою очередь, перехватил своего крайне отрицательного персонажа у Тима Рота и настолько вжился в образ, что знавшая настоящего Амона Гёта узница Освенцима при встрече с ним испытала шок. Сам актер после этой роли еще не раз представал в образе злодея — достаточно вспомнить Красного Дракона или лорда Волан-де-Морта. Благодаря оригинальным и сильнейшим по воздействию на зрителя художественным приемам «Список Шиндлера» прочно вошел в историю кинематографа, хотя не каждый способен досмотреть эту трагическую историю до конца.  

«Игры разума»

Реально существовавший главный герой этого фильма, лауреат Нобелевской премии по экономике Джон Форбс Нэш, менее месяца назад погиб в автокатастрофе вместе с женой Алисией, которая также фигурирует в сценарии. На момент трагедии супругам было за 80, в фильме Рона Ховарда рассказывается о жизни ученого и его близких, начиная от студенческих лет и заканчивая вручением вышеупомянутой премии в 1994 году, когда Нэшу исполнилось 66 лет. Студия Universal приложила немало усилий, чтобы привлечь к съемкам в роли страдающего от шизофрении математика Рассела Кроу, который накануне поставил на полку «Оскар» за своего Максимуса в «Гладиаторе». Во многом по этой причине за роль в «Играх разума» новозеландец получил только «Глобус», хотя столь резкой и успешной сменой амплуа заслужил всяческого признания. Что любопытно, на эту же роль претендовало великое множество знаменитостей, в том числе Брюс Уиллис, Том Круз, Брэд Питт и даже Джонни Депп с Киану Ривзом. 

Фильм основан на биографической книге Сильвии Назар, номинированной на Пулитцеровскую премию, но в процессе работы Ховарду пришлось вносить существенные изменения, чтобы сделать реальную историю по-настоящему интересной для любителей кино. Сторонники тотального реализма в искусстве высказывались по этому поводу весьма критически, однако заказчики остались довольны: картина более чем шесть раз окупила собственный бюджет, получила четыре золотых статуэтки и по сей день остается на первых строчках различных рейтингов, касающихся «лучшего» в истории кино. Об участии самого ученого в работе над фильмом ходят разнообразные легенды, доподлинно известно, что Кроу был знаком с четой Нэш и очень расстроился, узнав об унесшей их жизни аварии. Сам актер во время съемок больше времени уделял гриму, нежели научным дебрям. По словам опрошенных математиков, его герой в фильме пишет на доске ничего не значащий бредовый набор из математических значков, который к тому же не меняется с годами. 

«Назад в будущее» 

Трилогия о путешествиях американского паренька Марти Макфлая и его приятеля-ученого во времени входит в двадцатку наиболее успешных в коммерческом плане голливудских франшиз. Даже странно, что ее до сих пор не попытались реанимировать. К продюсированию ленты приложил руку вышеупомянутый Спилберг, а автором идеи и режиссером стал Роберт Земекис, известный на тот момент по фильму «Роман с камнем». Universal в данном случае оказалась прозорливее конкурентов: владельцы Disney, к примеру, сочли задумку бесперспективной и отказали Земекису. Любопытно, что глава Universal Сид Шейнберг настаивал, чтобы картина называлась «Пришелец с Плутона». Хорошо, что его в результате не послушали. Исполнитель главной роли Мартин Джей Фокс на момент создания фильма снимался в бесконечной мыльной опере «Семейные узы» и уделял работе над «Назад в будущее» ночное время суток. Правильно делал: разве кто-нибудь помнит сейчас, кого он там изображал в телешоу? 

«Казино» 

Гангстерская (какая же еще) драма Мартина Скорсезе не отметилась особенными успехами в плане сборов, которые всего лишь вдвое превысили затраты, а также премиями, взяв скромный «Золотой глобус» за роль Шэрон Стоун. Она же номинировалась и на «Оскар», однако в 1996 году мир наблюдал за триумфом Мела Гибсона и его «Храброго сердца», и многие достойные конкуренты остались в тени. К слову, режиссеру «Казино» пришлось подождать еще 11 лет, прежде чем он все-таки унес домой золотую статуэтку за «Отступников». Тем не менее в Universal всегда относились к сыну итальянских эмигрантов с доверием, невзирая на повышенный уровень жестокости в его картинах, эта тоже не стала исключением. Скорсезе, как всегда, главную ставку сделал на актерскую игру, за нее в «Казино» отвечали Роберт Де Ниро, Джо Пеши и вышеупомянутая Стоун. Трехчасовой хронометраж не помешал картине войти в список наиболее любимых зрителями проектов Universal: в некотором роде нравоучительная, но захватывающая в своей беспощадности история о взлете и падении сотрудника одного из игорных заведений Лас-Вегаса достойна неоднократного переосмысления. 

«Ганнибал» 

Проект, на который владельцы Universal и MGM возлагали особенные надежды, в процессе работы над ним оказался в некотором роде несчастливым и особо их не оправдал, став тем не менее успешным коммерчески и запомнившись поклонникам всего, что связано с серийным убийцей Ганнибалом Лектером. Вышедшее 11-ю годами ранее «Молчание ягнят» оказалось настоящим хитом, и создатели продолжения очень хотели добиться подобных успехов, доверив режиссуру Ридли Скотту. Утвердить на роль Лектера сэра Энтони Хопкинса удалось без особого труда, а вот Джоди Фостер, если верить продюсерам, запросила такой гонорар, что ее пришлось менять на Джулианну Мур. Зрители оценили старания актрисы, но даром подмена агента Клариссы Старлинг не прошла: «Ганнибал» со свистом пролетел мимо главных премий, заставив создателей довольствоваться исключительно кассой. Она, впрочем, позволила студии не откладывая экранизировать еще одну книгу Томаса Харриса о Лектере, и уже через год на экраны вышел «Красный дракон». 

«Афера» 

Вспоминая более ранние проекты Universal, мы решили обойти вниманием чуть было не загубившую кинокомпанию экранизацию романа Ремарка «На Западном фронте без перемен» и пересмотреть картину «Афера» 1973 года. В ней снялись Роберт Редфорд и Пол Ньюман, и старания парочки под руководством режиссера Джорджа Роя Хилла принесли урожай в виде семи «Оскаров», кучи денег и прочих приятных неожиданностей. История о хороших мошенниках, решивших одурачить плохого авантюриста и таким образом отомстить ему за все, была восторженно принята зрителем. С учетом инфляции она и сегодня занимает 15 место по кассовым сборам за всю историю американского кинематографа, в 30 раз окупив собственный бюджет. Более того, сама задумка не просто навеки осталась в памяти, но и с завидной регулярностью появлялась на экранах в многочисленных лентах-подражаниях. Да и образ обаятельного мошенника навсегда закрепился в мировом кинематографе как основа для отдельного жанра, который популярен и в наши дни.

 

Возрастная категория материалов: 18+