Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №117 (28886) от 12 декабря 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
14 декабря 2019,
суббота

Обзор книг, претендовавших на премию «Национальный бестселлер»

«Читаем вместе» с Юлией Климычевой. Питерская математика и советские девушки

Общество

Церемония вручения книжной премии «Нацбест-2015» прошла в первой декаде июня в Санкт-Петербурге. Возможно, именно география премии и обусловила выбор победителя — главный приз жюри присудило питерскому прозаику Сергею Носову за роман «Фигурные скобки», пропитанный питерским духом и интеллектуальными играми. О книге, признанной в этом году национальным бестселлером, а также о других финалистах «Нацбеста» читайте в нашем обзоре.

  • Главный приз жюри присудило питерскому прозаику Сергею Носову. Фото: svpressa.ru

«Фигурные скобки»: во множестве слов

Главный герой — бывший питерец, живущий ныне в Москве, — приезжает на некий симпозиум в Санкт-Петербург. Московское время в Питере течет совершенно иначе, и в этом привыкшему просчитывать каждый шаг математику Капитонову еще предстоит убедиться. Да и время нынче совсем стало плохое, несвежее и местами протухшее — недаром пожиратель времени (есть в романе и такой персонаж) вынужден страдать от хронического гастрита и несварения.

«Фигурные скобки» Сергея Носова — это день сегодняшний, вобравший в себя ряд мифов и мотивов русской классической литературы. Здесь и Петербург Достоевского с его выморочными размышлениями на тему «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» и дневниковыми откровениями игрока и самоубийцы. Здесь же — чисто булгаковский разгул инфернальных сил, собранных в одно время в одном месте. Конференция микромагов, где наряду с мелким криминалом шулеров и картежников происходят невероятные и необъяснимые вещи, — чем не бал Воланда?

Ирония автора в том, что бюрократия среди персон с нетрадиционными способностями, так называемых нонстейджеров, вполне человеческая, и корпоративные интриги с выборами председателя этого балагана они плетут как самые обычные политики. Конечно, делегаты, депутаты, кандидаты и прочие претенденты на высокие посты в отличие от нонстейджеров не умеют похищать капустные котлетки из тарелок товарищей и превращать денежные купюры в игральные карты. А в остальном очень похоже. И не квартирный вопрос людей испортил, а непомерные амбиции.

А еще людей портит бессмысленность жизни — от нее бегут к острым ощущениям, которые дают игра в рулетку, борьба за власть и прочая чертовщина, дающая адреналин. В этой бесконечной погоне за адреналином человек теряет себя, и вместо него начинает действовать его заменитель, который также монотонно ходит на бессмысленную работу, а дома перманентно злит жену тем, что вытирает руки кухонным полотенцем. И прячет свою суть, свои самые сокровенные мысли сначала в круглые скобки, затем в квадратные, а затем в фигурные. Фигурные скобки — самая надежная защита, их можно множить сколько угодно, они никогда не кончаются — почти как знак бесконечности, как положенная набок восьмерка.

И хоть в какие дебри мистические заберись, хоть за сотню фигурных скобок спрячься — если нет любви, любые множества бессильны. Мы сами загоняем себя в фигурные скобки, погружаясь в бесконечные пространства виртуального общения. Чем дальше, тем в большее количество скобок приходится прятать размножившиеся смыслы. А где есть любовь, там никакие скобки, тем более фигурные, не нужны. Что и требовалось доказать, как говорят школьники, справившиеся с очередной теоремой.

«Жизнь советской девушки»: под микроскопом времени

Что за подвид такой — советская девушка, и какое место она занимает в табели о видах, родах и семействах, известных мировой литературе? Ответом на этот вопрос и стал автобиографический роман Татьяны Москвиной «Жизнь советской девушки». Объектом пристального и беспристрастного исследования стала биография автора, которая рассматривается словно под микроскопом — поэтапно, от собственного появления на свет до рождения сына уже самой девушкой, стремительно перешагнувшей в статус женщины. Определение «советская» тоже было потеряно безвозвратно в связи со сменой общественного строя.

Рожденные в 1950‑е, воспитанные полными надежд шестидесятыми и застойными семидесятыми, в перестроечные 80‑е, а уж тем более в лихие 90‑е это поколение вступило в полной неготовности к таким крутым переменам. Но книга даже не об этом.

Понятие «советская девушка» оказалось новым даже генетически. Ведь Советский Союз дал миру совершенно новую человеческую общность — советский народ. Потому что в прежние времена даже представить себе трудно, чтобы местечковый еврей в пятом поколении женился на потомственной ткачихе из среднерусского городка. Но советский строй уравнял всех, сорвал молодежь с насиженных мест и усадил в аудитории столичных вузов получать профессии, общаться и дружить. Поэтому советские девушки (да и юноши тоже) понесли в себе набор генов, которые прежде в данных сочетаниях никак не могли реализоваться.

Будущих советских девушек в их детстве воспитывали бабушки, потому что родители работали и разводились. Да, в 1960‑е в среде питерской интеллигенции было модно рушить браки и создавать новые семьи, определяя брак без любви как сугубо мещанские нравы. Образ бабушки Антонины написан Татьяной Москвиной с невероятным юмором и любовью — это портрет поколения, всеми правдами и неправдами продиравшегося через голодно-революционные 20‑е годы и репрессионно-опасные 30‑е, чтобы угодить в военные 1940‑е. Пережившая две войны и блокаду, бабушка Антонина являла образец тотального бесстрашия перед житейскими невзгодами.

Премия «Нацбест» была учреждена в Петербурге в 2001 году издателем и литератором Константином Тублиным. Ее жюри выбирает лучший роман, написанный на русском языке в течение года. Главный приз — 10 тыс. долларов в рублевом эквиваленте. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!»

Будущая советская девушка меж тем росла и, следуя ленинским заветам, добросовестно обогащала свой ум «всеми знаниями, которые выработало человечество». В Советском Союзе было модно учиться, не думая о том, насколько пригодятся в будущем полученные знания. И когда девушка вступала во взрослую жизнь, она к ней была совершенно не готова. Ни вести хозяйство, ни строить семью советская система образования совершенно не учила.

Поэтому советские девушки всеми правдами и неправдами поступали в вузы и пытались вести студенческо-богемный образ жизни, итогом которого становилось внебрачное рождение детей.

И потому что на алтарь литературы брошено лучшее, что бывает в жизни, — собственное детство и юность, с их тайнами, заблуждениями, романтикой и открытиями — книга читается на едином дыхании. Интересно, потому что написано правдиво и предельно честно.

90‑е, Горбачев, Вера и любовь к Владивостоку

Финалистами премии «Нацбест» в этом году также стали еще четыре произведения. «Девять девяностых» Анны Матвеевой — сборник из девяти новелл, посвященных последнему десятилетию 20‑го века. Сразу вспоминаются широкие плащи-реглан, блузки с люрексом, трикотажные свитера с непереводимой латиницей на груди, колготки в сеточку и яркая косметика. Словно старые фотографии рассматриваешь. 90‑е были разными — для кого‑то унизительными и голодными, а для кого‑то, наоборот, они стали временем фантастических возможностей и грандиозных перемен. Писательницу из Екатеринбурга Анну Матвееву интересует самоощущение людей из самых разных социальных слоев, и она его пытается воссоздать и проанализировать. Кстати, «Девять девяностых» — единственная из этого списка, вошедшая в шорт-лист премии «Большая книга».

«Горби-дрим» журналиста Олега Кашина — результат дерзкого полета фантазии и попытка оправдания политики Михаила Горбачева. Есть у автора якобы знакомый старец, занимавший в прошлом высочайший пост в государстве, который периодически напрашивается к молодому журналюге на чай и рассказывает об известных исторических событиях, как они происходили на самом деле. Ведь очень часто читателю и зрителю достается лишь парадная сторона событий. А что осталось за кадром — большой секрет. Вот и «Горби-дрим» — попытка иронично отрефлексировать события, которые еще не так давно обсуждались на каждой кухне: происхождение Горбачева, его приход во власть, перестройка, Чернобыль и ГКЧП. Только не ждите, что все рассказанное будет иметь хоть какое‑либо отношение к исторической науке.

«Вера» Александра Снегирева — самый жесткий роман из претендовавших на статус национального бестселлера. Это история женщины, в жизни которой было много мужчин, — целая галерея мужских типов современного общества. Главная героиня Вера — собирательный образ не только русской женщины, но и всей России. Не случайно ее имя не Любовь и не Надежда. 

«Кристалл в прозрачной оправе» Василия Авченко, писателя и журналиста из Владивостока, рассказывает о Приморье, книга пронизана любовью к родному краю и убеждением, что Владивосток в частности и Дальний Восток в целом — лучшее место на земле. Не будем спорить, возможно, так оно и есть.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Что прочитать в июле: неожиданный Набоков, готика по-польски и детектив под следствиемЧто прочитать в июле: неожиданный Набоков, готика по-польски и детектив под следствием
«Читаем вместе» с Андреем Митрофановым: новинки июня о космосе, мистике и «Убийстве Командора»«Читаем вместе» с Андреем Митрофановым: новинки июня о космосе, мистике и «Убийстве Командора»
«Читаем вместе» с Андреем Митрофановым: фокусы, пеликаны и Курт Кобейн
«Читаем вместе» с Андреем Митрофановым: письма счастья, шахматы, театр
Книжные новинки февраля: настоящий детектив от Кинга и альтернативная реальность от Сальникова
«Читаем вместе» с Андреем Митрофановым: люди, звери, Лора Палмер
Прошлое от Иванова и Акунина, будущее от Брэдбери: книжные новинки ноября
Благовещенцы разобрали весь тираж «Девушки в поезде»
Книжные новинки октября: Мураками — о мужчинах, Коэльо — о Женщине
Дэниел Киз, Виктор Пелевин и Джонатан Франзен: книжные новинки сентября
Марсианские войны, одинокие звезды и другие книжные новинки августа

Главный приз жюри присудило питерскому прозаику Сергею Носову. Фото: svpressa.ruГлавный приз жюри присудило питерскому прозаику Сергею Носову. Фото: svpressa.ru
Литературную премию «Дальний Восток» имени Арсеньева вручили в МосквеОбщество
В Благовещенске в сгоревшем здании обнаружили троих погибшихПроисшествия
В Амурском театре кукол сегодня покажут сразу три спектакляОбщество
«Мобильная бригада» довезет пожилых жителей Белогорского района до больницыОбщество
Гороскоп на 14 декабря: Львов порадует неожиданная встреча, а Раки рискуют не угадать с подаркомСоветы
Снежный городок в Благовещенске построят до 25 декабряОбщество

Читать все новости

Общество

В гостях у сказки: Амурский театр кукол отпраздновал юбилей В гостях у сказки: Амурский театр кукол отпраздновал юбилей
Спасатели предупреждают амурчан об усилении ветра
Литературную премию «Дальний Восток» имени Арсеньева вручили в Москве
«Амурская правда» получила премию «Звезда Дальнего Востока»
В Амурском театре кукол сегодня покажут сразу три спектакля
Система Orphus