• Фото: Андрей Ильинский

Моторка: роскошь или необходимость? 

— Гидроцикл — это действительно роскошь. Он стоит 1,5 млн. рублей и в час расходует 70 литров бензина. А вот в Талакане работает водное такси: предприниматели на моторных лодках перевозят туристов. Получается, высокий налог будет давить и на бизнес, — считает директор магазина водно-моторной техники «Yamaxa-центр» Дмитрий Соколов.

— У нас в районе водно-моторный транспорт — это средство передвижения. Выбраться из поселков можно самолетом или поездом. Это дорого и неудобно. Естественно, повышение налога — печальная новость. Учитывая, что наш регион небогатый, а у селян невысокий доход, — констатирует глава Зейского района Андрей Сухомесов.

— В селе Усть-Нюкжа нет моста через реку. Летом жители переправляются только на моторках: так добираются и до стойбищ. А для эвенков, которые живут в районе, рыбалка — это часть культуры, — замечает глава Тындинского района Тамара Лысакова.

В спортивных организациях тоже растет недовольство: повышение сборов сделало и без того затратный водный спорт доступным только для богачей.

— Водным спортом занимается много детей. У нас есть яхт-клубы. Начал развиваться вейкбординг — когда спортсмен на доске едет за судном. Мы хотели в этом году проводить соревнования, но не будем из-за повышения налога. Для этого спорта необходимы катера с мощными двигателями. Сегодня это очень дорого, — комментирует гендиректор благовещенского яхт-клуба «Командор» Валерия Горобец.

Даже для обеспеченных людей содержание моторки стало дорогим удовольствием. Чтобы получить место на причале одного из благовещенских яхт-клубов, нужно заплатить 150 тысяч рублей, а затем ежегодно вносить по 40 тысяч. Не говоря уже об уходе за транспортом.

— Многие из моих знакомых продают свои катера и лодки, потому что в таких условиях не могут их содержать, — замечает Алексей Хохриков. 

Налог на автотранспорт идет на ремонт дорог, установку светофоров, дорожных знаков. Какие работы проводят на реках? Такой высокий налог платят только за использование водных ресурсов?

Бюджет недосчитается налогов 

В Амурской области зарегистрировано около 10 тысяч единиц водно-моторного транспорта. Однако в Госинспекции по маломерным судам отмечают, что данные могут быть необъективными. Неподъемные ставки налога уже стали поводом для амурчан обходить закон.

— Многие снимают свои катера и гидроциклы с техучета. Другие ставят их на учет в соседних регионах, где налог меньше в разы. А кто-то получает липовые техпаспорта и клеит на мотор на 200 «лошадей» другую наклейку — якобы на 90 лошадиных сил, — рассказывает директор магазина водно-моторной техники «Yamaxa-центр» Дмитрий Соколов.

— В нашем регионе всегда был высокий налог на водно-моторный транспорт, — комментирует начальник ГИМС Иван Воробьев. — В таких условиях дешевле заплатить штраф. Нарушитель отдаст 1,5 тысячи рублей за то, что катер не стоит на учете. Поймаем мы его 2—3 раза за лето. Раньше люди старались не нарушать закон. В этом году, скорее всего, нарушителей станет больше.

— Люди готовы платить даже такой высокий налог, но только за период навигации. Мы пользуемся водным транспортом несколько теплых месяцев в году, а платим круглый год, — считает Валерия Горобец.

— Налог на автотранспорт идет, к примеру, на ремонт дорог, установку светофоров, дорожных знаков. Какие работы проводят на реках? Такой высокий налог платят только за использование водных ресурсов? — недоумевает Дмитрий Соколов. 

Законотворцы: изменения в бюджет невозможны 

По данным комитета по бюджету, налогам, экономике и собственности области, плановый объем поступлений в казну региона от налогов на водно-моторный транспорт составляет 6,6 млн. рублей. С введением новых ставок эта цифра должна значительно вырасти. Эти доходы в полном объеме зачисляются в Дорожный фонд региона. По российскому законодательству, законодательные органы субъектов имеют право в 10 раз увеличить ставки транспортного налога, рекомендованные Налоговым кодексом. Амурчане и ранее платили повышенную в три раза по отношению к Налоговому кодексу сумму сборов за использование моторок. В конце 2014 года установлена максимально возможная ставка налога на эту категорию транспорта.

— Изменения в закон о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение этого года, допускаются только в случае внесения соответствующих изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В условиях сложной финансовой ситуации с областным бюджетом уменьшение доходов бюджета текущего года не предполагается возможным. Рассмотрение вопроса об изменении законодательства области о налогах возможно только при формировании проекта областного бюджета на 2016 год,  — ответили на наш запрос в информационном письме в Законодательном Собрании Амурской области. 

«Судиться бесполезно»

Павел Тимофеев, юрист: 

— Согласно закону, при установлении налога должна учитываться финансовая возможность налогоплательщиков платить такие сборы. Также закон запрещает устанавливать налоги, ущемляющие права граждан. На этих основаниях люди могут обратиться в законодательные органы с гражданской инициативой. Также можно подготовить иск в суд. Однако практика показывает, что в подобных спорах не удается добиться положительных решений. Когда вводили ОСАГО, водители обращались в Конституционный суд, говорили, что нарушают их право на передвижение, на владение собственностью. Но в итоге проиграли процесс. 

Ставки налога на водно-моторный транспорт в разных регионах России — см. таблицу.

 Из ПИСЬМА 

Возмущенные  благовещенцы  написали письмо в приемную президента, амурским депутатам и в редакцию АП

«Благовещенск расположен на двух крупных реках. Город является столицей области, во многие точки которой гарантированно можно добраться лишь по воде. Благовещенск и вся Амурская область являются территорией, на которой действуют ровно те же ставки транспортного налога на водно-моторные средства, что и в Москве. Мы практически уверены в том, что ставки налога разработаны по схеме полного копирования законодательных инициатив других регионов. Нам просто не повезло. Давайте разберемся. В 2013 году валовый региональный продукт Москвы превышал аналогичный показатель Амурской области более чем в 55 раз. Упростим. Москвичи богаче амурчан в 55 раз. Почему жители Амурской области должны платить за свой транспорт столько же?»

Возрастная категория материалов: 18+