• Фото: Андрей Анохин (архив)
  • Фото: Архив АП

— В последние годы в бюджете растет доля текущих расходов — она достигла 60 %. Это не очень хороший показатель, потому что это бюджет проедания. При этом, если у нас не будет бюджета развития, мы будем просто вымирать. Все это прекрасно осознают. Поэтому вопросы эффективности являются крайне актуальными, — рассказала на коллегии первый зампред областного правительства Вера Щербина.

Как отметили на совещании, сегодня рассчитывать на помощь федерального бюджета в прежних объемах региону не приходится, поэтому необходимо эффективно использовать каждый рубль. Руководству городов и районов в следующем году нужно сделать акцент на повышении собственных доходов и избавиться от тех расходов, без которых можно обойтись.

В том числе обратить внимание нужно и на прозрачность госзакупок. «Необходимо определяться со сметами, финансовыми расчетами, а не действовать по принципу «закажем то, что дороже», как стали поступать в последнее время», — заметила глава бюджетного комитета Заксобрания Татьяна Фарафонтова.

Если у нас не будет бюджета развития, мы будем просто вымирать.

По словам Веры Щербины, в области в последнее время неоднократно пресекались торги, в которых пытались закупить товары по завышенной цене. «Или, к примеру, есть ситуации, когда сельские советы закупали автомобиль УАЗ «Патриот» в комплектации «люкс». С такими торгами мы боремся», — добавил она.

Сейчас в муниципальных образованиях создаются комиссии, которые отслеживают и проверяют все заявки. В областном центре такая комиссия уже работает.

— Создан контрольный отдел, который отслеживает закупки, и ни одна заявка муниципального учреждения без согласования с ним не выставляется на аукцион, — рассказала и. о. главы Благовещенска Валентина Калита. — Эта система, может быть, непростая, может быть, и неудобная, но она работает и дает эффект. Сегодня социально-экономическая обстановка такая, что мы вынуждены так жить.

Доходы мобилизуют

Еще одна задача — дополнительная мобилизация доходов, поступления которых начинают снижаться. Как объяснила министр финансов Приамурья Татьяна Половайкина, в первую очередь имеется в виду работа с недоимкой по налоговым платежам. Кроме того, необходимо увеличивать налогооблагаемую базу, а также проанализировать установленные налоговые ставки.

— Мы не говорим об увеличении налоговых ставок, мы предлагаем муниципальным образованиям пересмотреть свои ставки — есть ли там определенные резервы. Подход к возможном изменениям должен быть взвешенным, нужно смотреть на социальный характер, как это в итоге отразится на населении, — отметила Татьяна Половайкина.

Свободненский район рассчитывает на налоговые поступления от космодрома и газоперерабатывающего завода.

Муниципалитетам нужно избавиться от лишних людей...

По словам первого вице-премьера областного правительства Веры Щербины, в области достаточно много неэффективных расходов, от которых можно и нужно избавляться. В частности, во многих муниципальных образованиях численность управленческого и вспомогательного персонала превышает установленный норматив. В общей сложности в бюджетных учреждениях числится около тысячи «лишних» человек. Сумма, которая уходит на их содержание, превышает 200 миллионов рублей (цифры см. здесь).

— Мы об этом говорим не первый год, заниматься этим нужно было и раньше. Но при этом мы отмечаем, что подход к людям должен быть гибким. То есть когда специалист уходит на пенсию, не нужно замещать его должность, нужно перемещать людей по горизонтали, — объяснила Вера Георгиевна.

... и лишних площадей

Кроме того, муниципалитетам придется более рационально использовать площади бюджетных учреждений. По расчетам областного правительства, многие здания используются только на 30—40 %.

— Главам муниципальных образований придется принимать решение, чтобы их загрузить, — рассказала зампред. — Нужно принимать меры по сокращению этих неэффективных расходов. Например, в селе предоставлять все бюджетные услуги на площадке школы: это и дошкольное образование, и, возможно, услуги культуры и социальной защиты.

Причем проводить эту работу главам пришлось бы независимо от кризиса. Как объяснила Вера Щербина, с 2017 года при формировании государственно-муниципального задания будет учитываться задействованное в предоставлении услуги имущество. «Бюджет будет финансировать только используемую часть помещения. Топить пустоту ни бюджет, ни нормативная база нам не позволят», — добавила она.

Свободному не хватает почти 50 миллионов рублей на строительство спорткомплекса с бассейном.

Стройки придется заморозить

Кризис повлиял и на участие Приамурья в федеральных программах. Так, у многих муниципалитетов, да и в региональном бюджете, не хватает средств на продолжение ряда федеральных строек. Главы городов и районов просят областную казну помочь им выплатить долю софинансирования, которую должны внести местные бюджеты. При этом области не хватает 4,8 миллиарда рублей на то, чтобы обеспечить свои обязательства по федеральным проектам.

— Если раньше мы в течение года корректировали бюджет и дополнительную финансовую помощь выделяли муниципалитетам, то сейчас, в условиях спада экономики, такой возможности нет, — подчеркнула Вера Щербина.

По ее словам, у амурского правительства есть сомнения в том, что Свободный и Тында смогут продолжить строительство спортивных объектов за счет федеральных средств. Для этого Свободному надо найти 49,5 миллиона рублей, столице БАМа — 20 миллионов. Невыполненные обязательства Благовещенска по госпроектам достигли 100 миллионов рублей: примерно половина этих средств нужна для строительства детского сада, еще 50 миллионов не хватает на берегоукрепление реки Амур. По поручению и. о. губернатора Александра Козлова, областному правительству вместе с главами городов и районов предстоит проанализировать все стройки и принять решение, какие из них будут продолжены в следующем году, а какие придется заморозить.

— На все денег мы просто не сможем изыскать, — пояснила Вера Щербина. — И нам нужен взвешенный подход при формировании госпрограмм, при участии в инвестиционных проектах, главам нужно оценивать собственные финансовые возможности.

 МНЕНИЕ

Татьяна Фарафонтова, председатель комитета по бюджету, налогам, экономике и собственности Заксобрания:

— У нас стали заметно снижаться собственные доходы бюджета, поэтому в первую очередь средства идут на расчеты по мерам социальной поддержки, на своевременную выплату заработной платы и содержание социальных учреждений. Все остальные расходы осуществляются по мере поступления средств. Сегодня нужно постоянно по всем вопросам садиться и коллективно принимать решение, куда лучше направить средства, необходимо ли делать какие-то ремонты, или мы можем сегодня подождать.

По прогнозам минфина, в этом году Приамурье недополучит порядка 600 миллионов рублей доходов.

Как планируют справляться с кризисом главы

Валентина Калита, и. о. главы Благовещенска:

— Нам важно посмотреть все налоговые потоки, принять меры, чтобы все налоги поступали в казну. Мы вынуждены жить в режиме жесткого отслеживания всех покупок. Есть приобретения, которые жизненно необходимы и те, от которых можно отказаться, — сегодня надо очень четко расставить приоритеты, и все руководители города и муниципальных организаций уже к этому пришли. Мы ищем резервы, по крохам собираем в бюджет те средства, которые нам нужны, чтобы обеспечить социальную стабильность. Сегодня говорят не просто об оптимизации расходов, а об их эффективности или неэффективности. И ужесточаются  требования к руководителям. Нам надо еще раз пересмотреть, насколько эффективны наши расходы. Где-то, может быть, придется принять непопулярные решения. Но мы должны жить по средствам, сегодня возможностей дополнительного привлечения средств со стороны у нас нет. Мы можем рассчитывать только на свои силы.

Юрий Романов, глава Свободненского района:

— Когда меня впервые выбрали главой района, ситуация была гораздо хуже: район был глубоко дотационный, у нас была кредиторская задолженность, не хватало средств на отопление бюджетных организаций, но мы вырулили. Сегодня мы уже и собственные доходы имеем за счет того, что поставили на учет те компании, которые работают на космодроме Восточный. Сельское хозяйство у нас поднимается, надеемся, что предприятия будут зарабатывать дополнительные средства и стабильно платить зарплату. А если будет стабильная зарплата, значит, и налоги будут. Ждем и другой большой проект — газоперерабатывающий комплекс. Это тоже даст дополнительные налоги. Конечно, тяжело, мы уже сократили все, что можно, в бюджете. Стараемся экономить на всем. Мы привыкли жить с небольшими доходами, думаю, переживем и это сложное время.

Михаил Пивень, глава Мазановского района:

— В Мазановском районе нет такой налогооблагаемой базы, как в Свободненском районе, где есть космодром, где будет строиться газоперерабатывающий завод, но тем не менее у нас очень большие можно сделать заделы по налогу на имущество. Нужно работать с кадастровой оценкой земли, приводить ее стоимость к реальным ценам. Мы также создали комиссию, проверяем в районе всю землю на соответствие площадей, находящихся в аренде, к тем, которые фактически используются. Есть примеры, когда человек арендует тысячу гектаров, а на самом деле обрабатывает 1400 гектаров, получает урожай, деньги. В этом направлении будем очень жестко работать. Да, будет непросто. Мы шесть школ уже оптимизировали, потому что реально «топили воздух». Но мы здесь шашкой не рубим, все стараемся согласовать с жителями. Например, в Раздольном школу закрыли и возим детей в Белоярово. Там школа со спортивным залом, преподаванием иностранного языка, а в Раздольном дети занимались в бывшем общежитии. Некоторые школы сделали филиалами, сократив административный аппарат. Ну и с нас никто не снимал социальные обязательства: хороший или плохой бюджет — мы обязаны их выполнять.

Денис Инюточкин, Белогорский район:

— В первую очередь мы сейчас занимаемся урезанием расходов и ищем потенциальные направления, откуда можно получить дополнительные доходы. Для нас это, конечно, в основном земля. Работаем сейчас с главами сельсоветов, чтобы как можно больше земли сдать в аренду, оформить права на невостребованные доли. В принципе у нас в районе ситуация более-менее стабильная. Нет такого, чтобы предприятия закрывались, чтобы уменьшалась налогооблагаемая база. Хотя  бюджет напряженный. Нам придется оптимизироваться в любом случае. Посмотрим, какие не использующиеся здания можно закрыть. Если раньше мы пытались их как-то сохранить, то теперь выхода нет — придется закрывать, но, конечно, без ущерба для социальной сферы.

Возрастная категория материалов: 18+