Фото: nvdaily.ruФото: nvdaily.ru

В амурскую антимонопольную службу обратились порядка пяти автомобилистов Благовещенска. Все они сетовали на то, что при расчете страховой премии по ОСАГО Росгосстрах применил неправильный коэффициент бонус-малус (КБМ) или так называемые скидку за каждый год безаварийной езды. Именно коэффициент «бонус-малус» позволяет снизить цену страховки. Законодательные повышения тарифов ОСАГО, прошедшие в октябре 2014 года и 12 апреля 2015 почти вдвое увеличили базовую цену полиса ОСАГО. А различные коэффициенты, применяемые при вычислении цены полиса для конкретного водителя, сделали скачок его стоимости еще более внушительным.

За каждый год езды без аварий автовладельцу начисляется 5-процентная скидка при покупке следующего полиса ОСАГО. То есть за первый год без аварий вы получите коэффициент «бонус-малус» (сокращенно – КБМ) в размере 0,95, а за 10 лет дисциплинированного вождения КБМ достигнет величины 0,5. При таком КБМ стоимость полиса ОСАГО снижается вдвое.

Автомобилист Андрей Ситников за десять лет управлением автомобилем ни разу не попадал в ДТП. При такой чистой страховой истории его КБМ на момент покупки полиса ОСАГО составлял 0,5 пунктов. Однако при оформлении страховки 16 декабря 2014 года сотрудник Росгосстраха применил коэффициент равный единице. В результате сгорела положенная автомобилисту 50-процентная скидка на покупку полиса ОСАГО.  Мужчине пришлось переплатить почти 3 тысячи рублей. Вдобавок ему навязали несколько дополнительных услуг. Добиться от страховщика перерасчета страховой премии Андрею Ситникову не удалось. Благовещенец обратился в прокуратуру и в антимонопольную службу.

— Вообще, компания Росгосстрах нарушила целый ряд положений. Была навязана дополнительная услуга в виде страхования от несчастного случая, а также меня, можно сказать, вынудили оформить договор на кредитную карту, — сообщил представителям комиссии Андрей Ситников. — Компания была готова расторгнуть договор, но без возвращения денег. А что касается перерасчета коэффициента «бонус-малус», я обратился с претензией к страховщику на следующий день. Ответ на него я получил только в мае 2015 года и то, после вмешательства в дело городской прокуратуры.

На заседания явились еще двое пострадавших от действий Росгосстраха заявителей. Один из них имеет 40-летний водительский стаж. При этом за все это время он ни разу не попадал в аварии. Однако и его страховщики оставили без льгот, вдобавок навязав прохождение техосмотра.

В ходе рассмотрения дела старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ольга Артюшевская доложила, что входе выездной проверки в офисе Росгосстраха в феврале 2015 года было выявлено около 15 договоров с нарушениями расчета страховой премии. «Поскольку Росгосстрах занимает доминирующее положение на рынке, поэтому на него распространяется действие антимонопольного законодательства», —подытожила Артюшевская. 

На заседании представитель Росгосстраха Ольга Кучерявая признала вину компании в части перерасчета коэффициента «бонус-малус» и сообщила, что недочеты уже устраняются. Однако специалистов антимонопольной комиссии интересовал вопрос будет ли перепроверены данные по всем полисам, заключенным во втором полугодии 2014 года. Юрист Росгосстраха заявила, что массовой проверки полисов не предвидится. Компания будет устранять ошибки по заявкам.

По результатам заседания профильной комиссии ведомства амурскому филиалу Росгосстрах выдано предписание устранить нарушения в 10-дневный срок. Кроме того, страховщика признали виновным в недобросовестной конкуренции. В результате филиалу будет назначен штраф в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей. Конкретную сумму в УФАС определят позже. Как сообщила АП заместитель руководителя ведомства и председатель комиссии Наталья Горячева, с учетом прежних нарушений Росгосстраха сумма штрафа будет в пределах 600-700 тысяч рублей.  

— Будут учтены все обстоятельства, как отягчающие – филиал неоднократно нарушал антимонопольное законодательство, — так и смягчающие, то есть добровольное устранение нарушений. По исполнению предписания Росгосстрах должен будет предоставить в ведомство доказательства устранения нарушения.  Если предписание не будет выполнено, компанию ожидают штрафные санкции, —подытожила Наталья Васильевна. — Если граждане сомневаются в правильности применения тарифов страхования, то у каждого гражданина есть право обратиться за перерасчетом в страховую компанию. Если в течение трех дней страховщик не отреагирует, то гражданин может обратиться в соответствующую структуру Банка России или в амурское УФАС. Обращения принимаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

За полгода в антимонопольную службу Амурской области на действия страховщиков пожаловались более 120 амучан, около 100 жалоб касалось страховой компании Росгосстрах. В 2015 году компания второй раз становится фигурантом дела о нарушении закона о конкуренции. В мае Росгосстрах привлекли за навязывание техосмотра у конкретного предпринимателя. Страховщику предписали вернуть в бюджет полученные незаконным путем средства. В 2014 году УФАС рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Росгосстраха. По всем делам страховая компания признана нарушившей требования Закона «О защите конкуренции». В общей сложности за допущенные нарушения на рынке ОСАГО  Росгосстрах на сегодняшний день перечислено в федеральный бюджет свыше 17 миллионов рублей.

Возрастная категория материалов: 18+