• Спрос на ткани в городе есть, однако в последнее время клиенты предпочитают экономить. С.Лазовский
  • Фото: gemiproductions.com

Спад в торговле

Бизнес по продаже ткани, фурнитуры и других сопутствующих товаров все‑таки специфичный. Не случайно таких магазинов даже в перенасыщенном торговыми центрами Благовещенске можно пересчитать по пальцам. Их всего семь, и за последнюю пятилетку это число не менялось (мелкие отделы не берем в расчет). Увы, финансовый кризис не обошел стороной и тканевый бизнес.

Как стало известно АП, в августе благовещенская сеть «Центр ткани» оптимизирует один из четырех магазинов, расположенный в самом центре города. Примечательно, что прежде компания ликвидировала свой отдел ткани в одном из торговых центров. Оптимизация, как говорят в фирме, вынужденная и вызвана малой рентабельностью бизнеса.

— Мы проводили анализ покупательской способности в наших магазинах и пришли к выводу, что количество покупателей в целом уменьшилось, — рассказывает директор сети магазинов «Центр ткани» Денис Чубаров. — Нам сейчас сложно, как и другим предприятиям в области, и у нас есть определенные мысли по оптимизации сети. Но ничего критичного пока не происходит. Сейчас закупки, может быть, идут не в таких объемах, как раньше, но обновление ассортимента происходит регулярно. Нельзя сказать, что Благовещенск совсем останется без ткани. Просто время диктует свои условия, и вся ситуация на амурском рынке говорит о том, что идет некая стагнация. Произошел скачок в курсовой разнице, и мы вынуждены на это реагировать. Хотя через подобное мы уже проходили в 1998 году.

Текстиль подскочил в цене

Объемы продаж в магазинах ткани, как отмечают их владельцы, упали примерно на четверть. Причиной тому, с одной стороны, стала низкая покупательская способность, а с другой — новые цены. Ведь ткань в основном приобретается за рубежом, и за нее приходится рассчитываться в долларах и евро. Даже китайский текстиль, которым торгуют в меньших объемах, подрос в цене — из‑за скачка юаня.

Все идет к тому, что предприниматели будут возить некачественную ткань — перейдут на дешевый Китай.

— Сейчас все идет к тому, что отделы будут возить менее качественную ткань — перейдут на дешевый Китай, потому что ткани производства Италии, Франции и Кореи стоят дорого, — уверена благовещенская предпринимательница Наталья Непутина, имеющая отдел ткани «Наталья»». — К примеру, в апреле наши поставщики подняли на 70—80 процентов закупочную цену на летнюю ткань. Деваться некуда, мы купили, и вот три месяца подряд отмечаем снижение выручки. Глядя на цены, люди плохо берут товар. Мы даже на рекламу нового завоза не можем потратиться, потому что нет прибыли.

По словам бизнесвумен, женщины стали экономить, поэтому редко покупают дорогую ткань для пошива одежды. Продукцию дороже 500 рублей за метр продать крайне сложно. Любимые цены Благовещенска — 380—420 рублей за метр. А «натуралка» стоимостью от 700 до 2000 рублей лежит на полке.

— Но если я беру шифон по 300 рублей за метр, разве я могу продавать его за 200 рублей?! Это же работать себе в убыток! — сокрушается Наталья Непутина. — Я же должна «отбить» транспортные расходы, арендную плату и зарплату сотрудникам. Чистая прибыль у нас составляет от 17 до 22 процентов, и это немного.

Бизнес на миллионы

Несмотря на нестабильную ситуацию на текстильном рынке, сюда все же приходят новые игроки. Так, в начале июля в крупном торговом центре открылся новый отдел ткани.

7

магазинов по продаже тканей и фурнитуры работает сегодня в Благовещенске

— Ткани как бизнес мне очень нравится, люблю, чтобы люди были красиво одеты, — признается бизнесмен Денис Рудь. — Учитывая открывшуюся нишу в данной сфере, решил заполнить ее. Если говорить о деньгах, то сюда требуются серьезные вложения — порядка 3—4 миллионов рублей, не считая аренды помещений. Первый месяц мы сработали почти в условный ноль — заплатили аренду и выдали зарплату сотрудникам. Но с другой стороны, это показало, что спрос на ткани в городе есть. Так что, думаю, благовещенцы не останутся без магазинов тканей.

Привлекать постоянных и новых клиентов предприниматель собирается накопительными бонусными программами — когда человек, приобретая отрез ткани или фурнитуру, копит баллы-рубли, которые потом может использовать для покупки товара.

— Моя цель — подружиться с 400 клиентами до конца августа, и половина из них уже есть, — продолжает Денис. — От системы скидок мы сразу отказались, так как бонусы, считаем, больше мотивируют людей.

Откуда везут текстиль  

Корея — шифон, костюмная ткань, сорочечная;

Китай — практически все: флис, искусственная кожа и мех, обивочная и плательная ткань, шифон, х/б, ришелье;

Италия — шифон, шелк, натуральные льны;

Франция — вся одежная ткань;

Индонезия — шифон, стрейч-шифон, шелк;  

Арабские Эмираты — всевиды ткани, в том числе и китайская;

Россия — х/б, пальтовая, ткань для спецодежды, сорочечная и полотенечная ткань, синтепон. 

10 оттенков серого — это роскошь!

Благовещенские продавцы ткани работают как напрямую с зарубежными фирмами-изготовителями, так и с их российскими посредниками. Последние находятся в Москве и Новосибирске. С последними сотрудничать удобнее, так как можно выборочно покупать ткань: к примеру, на оптовых базах можно брать не рулонами, а ярдами. В Новосибирске предлагают нарезку тканей по 10 метров, хотя тогда стоимость текстиля обходится дороже. «Мы сейчас не возим 10 оттенков одного и того же цвета, как это навязывали нам раньше, а подходим избирательно, — признаются в одном из отделов. — Лучше приобретем отрез подороже, чем потом ненужный товар будет залеживаться на полках. Нет у нас и откровенной «китайщины» — люрекса, «стеклянной», непластичной органзы. Люди этого уже «наелись». Охотнее покупают качественную продукцию из Турции и Испании».

Ателье зарабатывают на школьной форме и свадебных платьях

Количество ателье в Благовещенске за последние пять лет выросло в полтора раза — с 52 до 75. И кризис на их работу практически не повлиял, здесь даже отмечают наплыв клиентов. Желающие сэкономить на покупке одежды граждане теперь предпочитают ремонтировать и перешивать старые вещи. Плюс работы швеям добавил пошив школьной формы. Родители учеников у портных заказывают жилетки, сарафаны, юбки и брюки определенного цвета, который в магазинах сложно найти.

— Мы не ощутили спада в клиентах, наоборот, люди стараются реанимировать старые вещи или отремонтировать испорченные, заказывают школьную форму, выпускные и свадебные платья. Поэтому у нас все заказы расписаны вплоть до 1 сентября, три мастера занимаются ремонтом одежды и три — пошивом, — делится владелица ателье «Портняжка» Олеся Барнина. — Кстати, сейчас невесты вместо пышных платьев с корсажами предпочитают шить приталенные платья в пол либо наряды греческого стиля. Их пошив обходится от 3 до 10 тысяч рублей, в зависимости от ткани и сложности модели. Еще заказывают школьную форму советского образца: однотонное либо в клеточку платье и два фартучка — черный и белый. Хотя ткань для формы значительно подорожала — была 250 рублей за метр, а сейчас стоит 450—600 рублей.

Легче живется тем ателье, у которых помещения находятся в собственности. Им не приходится платить за аренду, а значит они могут установить более низкие цены на свои услуги. К слову, владельцы таких ателье иногда сдают лишние помещения в аренду — например, парикмахерским.

— Чтобы удержать клиентов, мы работаем по ценам 2013 года, — рассказали АП в благовещенском ателье по пошиву штор, которое находится на «Амурской ярмарке». — Пока живем, но уже не так, как два-три года назад. Хотя еще в начале года было затишье, люди старались экономить деньги, но сейчас заказы пошли. Отшиваем шторы, покрывала, накидки на мягкую мебель, нестандартное постельное белье. Хотя народ у нас, честно сказать, разбалованный — не ценит ручной труд. А ведь мы еще несем затраты на фурнитуру, электроэнергию. Единственный плюс — нам снизили налоги.

Столько ателье и магазинов, торгующих тканями, было открыто в Благовещенске в течение пяти лет

2010 г.: ателье — 52, магазинов — 8

2011 г.: ателье — 62, магазинов — 7

2012 г.: ателье — 66, магазинов — 7

2013 г.: ателье — 71, магазинов — 7

2014 г.: ателье — 72, магазинов — 7

2015 г.: ателье — 75, магазинов — 7

Возрастная категория материалов: 18+