Фото: simpletire.comФото: simpletire.com

О развитии бизнеса

Я оказался на авторынке случайно: удачно продал свою машину, получилось легко и неплохо заработать, мне это понравилось. Так и прирос к рынку. Тут, кстати, много людей, которые просто не нашли себе профессии по душе. Но большая часть здешних продавцов — пенсионеры: бывшие военные, полицейские, эмчеэсовцы.

Как начинался этот бизнес? У человека была небольшая сумма денег и уссурийский авторынок, но не было безопасной дороги. На ней активно промышляли бандиты, которые отбирали деньги по пути. Чтобы сесть и поехать за машиной, нужна была либо хорошая физподготовка вместе с силой духа, либо связи на месте. Еще шесть лет назад дорога была настолько убогая, что уже в Благовещенске у машин вытекали стойки. И это не зависело от того, бережешь ты ее в пути или нет. Сейчас там положили более или менее нормальный асфальт, но дорога все равно плохая.

Со временем люди сами стали ездить на пароходах в Японию, покупать там машины или заказывать по интернету. Самостоятельно гонят их уже единицы продавцов, для этого есть автовозы.

О выборе машин

Брать машину себе и на бизнес — сегодня два разных понятия. Себе можно поискать и найти автомобиль с реально маленьким пробегом (30 тысяч км), высокой аукционной оценкой, хорошим проходным годом. На продажу берем машины с пробегом до 100 тысяч, но скручиваем их потом до 60 тысяч. Они стоят в два раза дешевле малопробежных, но у них есть еще один подвох. Как правило, это автомобили, не восстановленные после ДТП. Такие машины для продажи в основном и заказывают. Разница с целыми составляет около 160 рублей. Однако вложить в ремонт придется всего 30—40 тысяч! Выгода очевидна.

Процентов 50—70 машин на нашем авторынке — битые и восстановленные после ДТП. Но в этом нет ничего страшного, как и в «утопленниках», если все отремонтировано и очищено по уму. Нечищенные тонувшие машины я могу легко распознать по плесени и солью под ковриками, ошибкам в электрике и характерному запашку. Один мой клиент отъездил на «утопленнике» Mitsubishi Pajero 10 лет! Мы специально брали такого, потому что выходило в пять раз дешевле нормального. Он сразу менял ему электрику и несколько дней сушил в специальной камере. Да, периодически у него перестают работать стеклоподъемники, но эта беда всех Pajero, не только «утопленников»!

Не стоит бояться купить и машину с радиацией. Таких автомобилей в России просто нет! Когда она только съезжает с корабля и начинает звенеть на таможенном контроле, ее сразу заворачивают и отправляют обратно. А вообще это тоже отлично отмывается и дезинфицируется. Я пару раз покупал такие машины в Японии, с нескольких попыток их отмывали от радиации, и они проходили таможню.

О нечестных продавцах

Когда я только покупаю машину, если ей не требуется косметический ремонт, везу ее в химчистку, чтобы убрать бардак от предыдущего владельца. Человек любит взглядом, поэтому визуальное облагораживание автомобиля играет большую роль! Но и более важные детали я не упускаю. На днях купил джип на продажу, скоро у него будет новая крыша, два крыла и лонжерон, еще бамперы будем красить. По ходовке шаровую и ступицу уже отремонтировал. Конечно, кто-то со всем этим не заморачивается и не делает. Это обязательно сказывается на цене. Берешь дешевую машину — готовься, что вылезут какие-то сюрпризы.

Но откровенного кидалова на авторынке не бывает, вернее очень редко. Так делают только разовые продавцы. Потому что сейчас все находится в правовом поле, можно написать заявление в полицию или приехать на рынок разобраться. Есть и такие, которые впаривают машину плохую или с «кривыми» документами, а потом по понятным причинам не берут трубку, меняют сим-карты, пропадают. Обиженные покупатели их разыскивают, обращаются к нам за помощью. Один такой продавец обманул семейную пару предпенсионного возраста. Им нужна была полноприводная машина, они ему доверились, так как сами не сильно разбирались. А он продал им автомобиль с передним приводом. В итоге они обратились к родственникам, те барыгу проучили серьезным мужским мордобоем.

А вообще, конечно, нужно сразу быть начеку, хорошо проверить машину, чтобы потом не было претензий. Сейчас многие возят автомобиль на диагностику, проверяют у мастеров. Но были и такие случаи, когда ребята покупают хорошую машину, за неделю ее убивают и привозят обратно. Говорят, что мы продали им плохой автомобиль с сожженным двигателем и сцеплением. Один такой пришел как-то к нам с отцом и сказал: «Как будем решать: через блатных или через "мусоров"?» С такими экземплярами у нас разговор короткий — ушли не солоно хлебавши.

О «чайниках» и профи

Иногда люди приходят и думают, что хорошо разбираются в автомобилях. А «чайники» приводят с собой тех, кто разбирается. Самое смешное, когда вижу, что они оба вообще ничего в машинах не смыслят. Один раз такие «профи» купили у меня не очень хорошую Spacio. Меня бы насторожило уже то, что она стоила 220 тысяч рублей, хотя другие стояли по 300. Вообще у японских машин очень большой моторесурс: 100—150 тысяч км — это нормальный пробег, если за двигателем хорошо ухаживали. Но для наших людей пробег больше ста — это нечто ужасное. Поэтому его сматывают до приемлемой для психики цифры — 50, 70, 80 тысяч. У этой Spacio пробег был 200 с лишним. Мы поехали с электриком его сматывать, а выяснилось, что он уже смотан — то есть пробега было тысяч 500. К тому же еще она оказалась битой с не замененной крышей. Мы два раза шпаклевали крышу и красили, но пока доезжали до авторынка, она лопалась. Только после третьего раза потихонечку добрались и поставили ее продаваться. «Профи» взяли ее сразу, потом, правда, звонили недовольные. Но кто им не давал смотреть и проверять?!

В народе считают, что на территории авторынка стоят барыги, а за воротами нормальные люди продают свои автомобили. Это неправда! Вся разница заключается лишь в том, что мы платим 1 650 рублей за место в месяц, а они нет. Проблемы несанкционированной продажи машин нет ни во Владивостоке, ни в Уссурийске. А у нас она никогда не решится, потому что нет системности. Мы платим за места на рынке, хотя половина их даже не заасфальтирована. Когда выпал сильный снег, нам пришлось самим скидываться и нанимать погрузчик, чтобы разгрести его. Я три года просил администрацию установить мусорный бачок рядом с моим ларьком! Реакции так и не дождался.

Об играх и разговорах

Чем мы занимаемся, пока ждем покупателей? Я, например, в «Танки» играю. Пенсионеры режутся в карты и домино. Еще ходим по рынку, смотрим, кто что привез. Всегда в курсе, сколько машин сегодня продалось и кто примерно сколько заработал. Кто-то вечно натирает свои автомобили, кто-то разговаривает о политике. Дебаты у нас вообще постоянно! Все же подкованные, смотрят новости, читают газеты. Чаще всего обсуждаем то, что Америка готовится с нами воевать и пора бы поддать им нашими ракетами. Еще в топе ситуация на Украине.

Не обижаемся, когда нас называют барыгами. Сами между собой смеемся: «Ну что, барыги, поехали обедать?» Мы тоже клиентов называем по-разному — покупашки, купцы или просто люди.

Иногда они нас очень бесят: когда задают вопросы не по теме, умничают или долго расспрашивают, катаются на автомобиле и не покупают в итоге. Мучают нас целую неделю, а потом выдают: «Ну все, мне машина нравится! Наверное, в сентябре пойду кредит возьму».

О плохих продажах

Раньше мы каждый день что-нибудь продавали, сейчас люди редко приходят за машинами. Рынок очень сильно упал. С осени прошлого года у народа просто нет денег. Сейчас наша месячная прибыль выходит где-то 40—50 тысяч рублей. До этого кризиса было 60—70 тысяч. А лет двадцать назад был самый расцвет этого бизнеса. За три месяца можно было заработать на квартиру!

Сейчас покупают в основном дешевые машины. Рынок на 80 процентов состоит из автомобилей стоимостью до 300 тысяч рублей. На пике продаж экономичные Nissan Tiida, Toyota Vitz, Honda Fit, Toyota Corolla Axio. А еще люди стали чаще меняться автомобилями из-за сложностей с покупкой и продажей.

Раньше были особо популярны седаны Toyota Mark II, Toyota Chaser, Toyota Cresta. Сегодня это уже физически и морально старые машины. Тогда их очень любила молодежь. У этой категории деньги кончились в первую очередь. Сейчас средства на покупку автомобиля есть у семейных чуть за 30 лет. Еще есть определенная тенденция на покупку гибридных машин. В Японии, кстати, сейчас делают почти все гибридное. От них по машинам мы отстаем примерно на 20 лет!

Возрастная категория материалов: 18+