• Лановой является председателем попечительского совета акции «Бессмертный полк».
  • Актер с супругой Ириной Купченко.

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Василий Лановой родился в Москве, но о своих корнях никогда не забывает.

— Мы — украинцы, — говорит он. — Мои родители — Лановой Семен Петрович и Лановая Агафья Ивановна из села Стрымба Кодымского района Одесской области. Это между Винницей и Одессой. Там они занимались сельским хозяйством. Но в 1931 году на Украине начался страшный голод, и отец поехал в Москву — так же, как и сейчас в Москву съезжаются подрабатывать из разных городов и бывших республик СССР. А через год к нему приехала и мать. Они оба поступили на работу на химический завод № 754.

Родители трудились на вредном предприятии все военные годы, в результате стали инвалидами. «Мама рассказывала мне, — вспоминает актер, — что на следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, в их цеху вручную стали разливать противотанковую жидкость Молотова — страшно вредную и опасную… Маму я похоронил инвалидом первой группы, отца — второй. И я всегда говорю: это — вклад нашей семьи в общую большую Победу нашей страны над фашизмом».

Лановой является председателем попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк», участники которой 9 Мая идут колонной и несут портреты родственников-фронтовиков.

— Я уже не первый год в «Бессмертном полку» несу портреты своих родителей. И буду это делать, пока могу, — говорит Василий Семенович. — Полк этот воистину безбрежен — гигантское число людей погибли ради победы на фронте, трудились ради нее в тылу… Этот полк символизирует связь времен, поколений, родной крови… Хочется, чтобы наша молодежь обязательно относилась к той войне и к Дню Победы — святому и большому празднику — с почтением.

59

лет Василий Семенович Лановой служит в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова

ВОЙНА-РАЗЛУЧНИЦА

Когда началась война, Лановому было семь лет. «У Николая Михайловича Карамзина в его «Истории государства Российского» есть очень подходящая мне фраза: «Дети войны быстрее взрослеют и быстрее начинают видеть разницу между правдой и кривдой», — отмечает актер. — Вот дети войны — это мое поколение. Когда она началась, мне было семь лет, младшей сестре — четыре года, старшей Люде — десять… Мама с отцом каждое лето отправляли нас в их родную Стрымбу — к бабушке и дедушке. 20 июня 1941 года мы сели в поезд, 22 июня он прибыл на нашу станцию. Мы вышли из поезда в пять утра и увидели в небе сотни самолетов, они летели бомбить Одессу… Обычно недели через две в деревню приезжала и мама. Но она смогла приехать к нам только через три с половиной года — в конце 44‑го».

СТРАШНОЕ ПОТРЯСЕНИЕ

Во время войны были у мальчика Василя и жестокие испытания.

— У нас в хате стоял немецкий майор, — вспоминает Василий Семенович, — толстый такой. Он смотрел на нас, детей, и начинал плакать, показывал нам фотографии своих троих сыновей и плакал еще больше. Майор подарил мне ремень — красивый, с большой бронзовой бляхой. Мне он жутко нравился, я ходил гордый с этим ремнем. И однажды рядом со мной остановился маленький полевой «мерседес», из автомобиля вышел немецкий офицер и подозвал меня. Я подошел. Он, указывая на ремень, говорит: «Отдай!» Я говорю: «Нет — мне подарили!» — «Отдай!» — потребовал он настойчиво. Я: «Нет!» Он рассмеялся, взял автомат и выпустил у меня над головой две очереди… Ремень я отдал, но это для меня стало настолько страшным потрясением, что я стал заикаться. А когда с мамой мы вернулись в Москву, меня, заикающегося, она повела в больницу. Врач сказал: «Не волнуйтесь! Мальчик на Украине был? Пусть с утра до вечера поет украинские песни, в них очень длинные гласные. Так мы лечим заикание». Я ходил и спивал. А через три месяца перестал заикаться — а то ведь народного артиста Ланового могло бы и не быть…

А в актеры Василия Ланового привел случай.

— После войны жизнь везде была трудной, — говорит Василий Семенович. — И мы с мальчишками «промышляли» — тогда у ребятни это было в порядке вещей: лазали по карманам прохожих. А однажды мы с Володей Земляникиным (это мой друг детства, оттуда же — с окраины Москвы, который потом стал замечательным актером, он служит в театре «Современник») гуляли. И подошли к Дворцу культуры завода имени Лихачева — тогда он был имени Сталина. И видим афишу: «Том Сойер». Заходим внутрь — а там детская студия дает спектакль. Мы посмотрели — понравилось невероятно! И мы с Володей решили тоже записаться в эту студию. Так мы и попали в искусство.

ЛЮБИМЫЕ РОЛИ

Одна из самых любимых ролей Василия Семеновича — Павки Корчагина.

— Как бы к Павке ни относились сегодня, но он только о Родине и думал, и ни в коем случае — о себе, — говорит Лановой. — Любима мною и классика — «Анна Каренина», «Война и мир», «Алые паруса»… А какие женщины были моими партнершами! Красавицы! Алиса Фрейндлих, Людочка Чурсина, Ирина Петровна Купченко… (Эта актриса уже больше сорока лет является супругой Василия Ланового. — Н. К.). А когда меня спрашивают: «Какая ваша роль самая любимая?» я, не задумываясь, отвечаю: «Эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс». Потому что мне ошибиться в ней было нельзя. А зритель видит меня красивым и загорелым…

«НАГРАДА» ОТ НАСТОЯЩЕГО ВОЛЬФА НЕ ДОЛЕТЕЛА…

В легендарных «Семнадцати мгновениях весны» Лановой сыграл обергруппенфюрера СС Карла Вольфа. У этого героя имелся реальный прототип.

— Танечка Лиознова, режиссер этого фильма, трижды приходила ко мне в театр, предлагала эту роль. Я не соглашался — она настаивала, — вспоминает Василий Семенович. — А когда картина уже вышла, на улице Горького я встретил Юлиана Семенова, по роману которого снимался этот фильм. Он только что вернулся из ФРГ и рассказывает мне: «Был на приеме и, представь себе, видел твоего Вольфа! Жив-здоров, в нем — килограммов двести веса… Подошел к нему с вопросом: «Как вам понравился актер, который вас сыграл?» Ответ был мгновенный: «Абсолютно не похож!» А Юлик решил ему вмазать словцом: «Вы должны быть счастливы, что наш худой Лановой вас сыграл!» Немец рассмеялся и отвечает Семенову: «Я вашему худому Лановому передам хороший коньяк…» Я тут же: «Юлик, а где же мой коньяк?». Он говорит: «Понимаешь, Вася, долго летели…»