Фото: Сергей Лазовский (архив)Фото: Сергей Лазовский (архив)

Как говорят аналитики, дискриминация поставщиков товаров и услуг в российских регионах нарастает, явление принимает масштабный характер. Все чаще госзаказы в регионах выигрывают местные компании. В наиболее «патронируемые» сферы сегодня входят строительство, потребительский сектор (продукция сельского хозяйства, продукты питания, алкогольные напитки и так далее). Однако Амурская область оказалась в числе субъектов, где протекционизм в госзакупках находится на низком уровне. К таким выводам пришли эксперты Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве России.

По их словам, наиболее высокое присутствие местных поставщиков в региональном госзаказе зафиксировано в Ингушетии (97,6 процента), Татарстане (92,3 процента) и Карачаево-Черкесии (91,4 процента). При этом в Ингушетии и Карачаево-Черкесии средняя стоимость госконтракта у местных исполнителей более чем в 10 раз превысила среднюю стоимость госконтракта у «чужаков». Протекционизм в регионах растет и на уровне малых по стоимости (до миллиона рублей) госзаказов в сферах, не связанных со строительством. Например, в сфере подписки на периодические издания, производстве офисной, медицинской мебели. В 2013 году на местные компании приходилось 70 процентов государственного регионального заказа, или 1,22 из 1,74 триллиона рублей, пишет «Российская газета».

Наименьший уровень протекционизма авторы исследования зафиксировали в Ленинградской (11,8 процента), Тюменской (19,5 процента), Смоленской (25,2 процента), Московской (28,1) и Амурской (28,7) областях.

— В Амурской области, отдаленном малочисленном регионе, энергетическом доноре, с населением в 810 тысяч человек, нет своих производителей, слабо развита сеть поставщиков. Поэтому товары, оборудование, расходные материалы к нему, лекарства по вполне объективным причинам приобретаются у компаний других регионов, в том числе у соседа, Хабаровского края, — пояснил изданию советник управления правовой экспертизы аналитического центра при правительстве РФ Алексей Ширяев.

Обсуждая проблему протекционизма госзакупок, многие эксперты не связывают ее с коррупцией. Причина такого поведения региональных властей — экономическая, подчеркивает «Российская газета». Свободное перемещение денег, по его словам, грозит обескровить хозяйства многих регионов, особенно тех, у кого нет гарантированных финансовых потоков, генерируемых местной конкурентоспособной промышленностью.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Андрея Чернявского, поставщики или местные производители, их отраслевые союзы неизбежно вступают в особые отношения с властью. Система «свой-чужой» приводит к тому, что выигрывают местные производители, а проигрывает экономика, и в целом население, считает эксперт. Локальный протекционизм ведет к нарушению конкуренции, а значит, к повышению цен, более дорогих и низкого качества товаров и услуг, заключает Чернявский.