Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

ВОПРЕКИ ТРЕНДУ

— Сергей Алексеевич, вы уже больше года возглавляете региональный филиал банка. И львиная доля этого срока пришлась на кризисное время. С чего начинали и, как считаете, что удалось сделать?

— Сегодня Амурский региональный филиал Россельхозбанка представлен на территории 16 дополнительными офисами, расположенными в основных сельскохозяйственных районах области. Филиал обслуживает более 3 тысяч юридических и 65 тысяч физических лиц. Масштабы серьезные, и расстояния между допофисами внушительные, но тем не менее большую часть внутренних структурных подразделений посетил в первые два месяца. Одно дело, когда тебе по телефону докладывают, другое — увидеть лично, как отлажены бизнес-процессы и выстраиваются клиентские отношения. Некоторые кадровые перестановки сделать пришлось. Хотя в целом команда опытная и профессиональная. Основной костяк коллектива продолжает работать. Есть специалисты с опытом, и молодежь с амбициями — хороший сплав. За год нам удалось укрепить свою клиентскую базу не только благодаря развитию отношений с действующими клиентами, но и за счет привлечения ряда новых. Несмотря на непростую ситуацию на финансовых рынках прошлой осенью, мы поверили в несколько инвестпроектов, сейчас их успешно ведем, и в сентябре — октябре амурчане, я думаю, уже смогут оценить первые результаты их воплощения.

165

тысяч карт Россельхозбанка с дизайном амурского тигра используют россияне. При расчетах в магазинах банк перечисляет 0,7 % от суммы покупки за счет своей прибыли на поддержку популяции животных, которые находятся на грани исчезновения

— Насколько сложно было нарастить кредитный портфель в нынешних экономических условиях?

— Начало года было очень непростым. Бизнес ждал, куда будет двигаться рынок. Весь январь спрос на кредитование был фактически заморожен. Переломить тренд позволила поддержка государством аграрного сектора в виде мер по субсидированию процентной ставки. К примеру, сегодня для личного подворья кредиты Россельхозбанка с учетом субсидирования из бюджета обойдутся в 6—7% годовых. Понимая, насколько важно для аграриев своевременное финансирование, филиал активно включился в работу, и начиная с марта этого года мы ежемесячно прирастаем по кредитному портфелю.

На проведение сезонных полевых работ филиал выдал сельхозпроизводителям кредитов в сумме почти в 2 раза больше, чем год назад. Если за 7 месяцев 2014 года кредитование на эти цели составляло 330 миллионов рублей, то в этом уже 705 миллионов рублей. Мы активно кредитовали самые малые формы хозяйствования — фермеров, небольшие ООО. Кроме коротких кредитов аграриям на закупку семян, удобрений, ГСМ, Амурский филиал не прекращал поддерживать отрасль длинными ресурсами сроком до 5—7 лет. Например, на реализацию проектов, по обновлению парка сельхозтехники и другие инвестиционные цели, за январь — июль прошлого года мы выдали 260 миллионов рублей, а в этом году 355 миллионов. В целом по итогам 7 месяцев общий кредитный портфель вырос более чем на 1,3 миллиарда и составил порядка 9 миллиардов рублей.

ЧИСЛО ЗАЕМЩИКОВ РАСТЕТ

— Аграрии часто жалуются на недоступность кредитов. Какие самые распространенные причины отказа в кредитовании?

— Всегда в любой отрасли есть недовольные. Как говорится, всем мил не будешь. Особенно если занимать принципиальную позицию. Но цифры говорят о другом — повторюсь, что на подготовку к сезонным работам мы выдали в 2 раза больше средств. Число заемщиков выросло. Порядка 60 организаций получили в этом году кредиты на подготовку к посевной. Заключено более 30 договоров инвестиционного характера — на закупку комбайнов, тракторов. И это без учета личных подсобных хозяйств. Объем инвесткредитов вырос на треть. Причиной отказа в выдаче кредита чаще всего служит то, что не всегда у заемщиков оформлены документы должным образом — на право владения землей. Банк не может принять в залог ни такой участок, ни продукцию, возделываемую на этом поле, оценивать как залог урожая будущего периода. Проблема решаемая, просто необходимо соответствующим образом оформить документы.

На проведение сезонных полевых работ Амурский филиал Россельхозбанка выдал сельхоз — производителям кредитовв сумме почти в 2 раза больше, чем год назад.

— Может, от налогов уходят таким способом?

— Кто как работает, комментировать не буду, но полупрозрачный бизнес мы не поддерживаем. Как государственный банк должны помогать тем, кто играет в открытую. Мы тщательно проверяем финансовое состояние клиента. А кто думает, что в далеком Благовещенске ни о чем не узнают, — ошибаются. У нас разветвленная сеть, сотрудники допофисов в районах регулярно выезжают на осмотр бизнеса. При любом удобном случае сам к ним присоединяюсь.

— То есть ваши работники не белые воротники, не сидят в офисе?

— А иначе и нельзя, а то можно досидеться. Мы не можем опрометчиво рисковать деньгами наших клиентов. Стремимся, чтобы сотрудники знали каждого своего клиента. Качество предоставления документов иногда, конечно, хромает. И если сельхозпроизводители сталкиваются с трудностями при оформлении документации на получение кредита, наши специалисты им помогают.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

— Само название «Россельхозбанк» говорит, что он для селян, аграриев. Стереотип не хотите менять, ведь есть и другие клиенты?

— Наш банк не только для селян. Банк универсальный. У нас есть предложения для любых клиентов — для коммерсантов, кредиты под торговую выручку, специальные продукты для приобретения коммерческой недвижимости и другие. В первом полугодии филиал в 2 раза увеличил объемы внешнеторговой деятельности, в числе наших клиентов — лесозаготовители. Мы раньше активно не работали в этом направлении. Обслуживаем контракты, как в долларах, так и в юанях. Выстраиваем отношения с клиентами строительной отрасли. По итогам 2014 года стали обладателями «Золотого мастерка» в номинации лучшая финансово-кредитная организация на строительном рынке Амурской области. Кроме того, сейчас мы подписали контракт по приобретению золота у недропользователей. Замахиваться на гигантов не будем, планируем начать работу с малыми артелями старателей, тем более есть офис в г. Зее.

320

человек работают в Амурском филиале Россельхозбанка

— А какой объем в бизнесе филиала занимает розничное направление?

— Треть бизнеса приходится на розницу. Это потребительское кредитование, выдача ипотеки, в том числе с господдержкой, вклады. Банк выпустил более 50 тысяч пластиковых карт. Мы развиваем банкоматную сеть. В прошлом году установили 18 информационно-платежных терминалов, они есть во всех наших допофисах, в перспективе будем ставить в общедоступных местах с круглосуточным доступом. С их помощью люди могут переводить деньги с карты на карту, вносить коммунальные и иные платежи, оплачивать кредиты, оформлять вклады с повышенной ставкой. Плюс в Приамурье более 200 эквайринговых POS-терминалов нашего банка. И с июля во всех торговых точках, где они установлены, появилась возможность принимать к оплате китайские карты платежной системы China Union Pay.

— Операции совершают китайские бизнесмены?

— Да, для нашего приграничного региона это перспективное направление. Сейчас все наши банкоматы и терминалы, наряду с традиционными VISA и Mastercard, принимают к оплате карты данной платежной системы. Продукт оказался очень востребованным, что подтверждает увеличившийся на 30% платежный оборот.

— Россельхозбанк — банк государственный, в кризис, как правило, госбанки прирастают числом вкладчиков. Сколько их сегодня обслуживается в региональном филиале?

— Более 44 тысяч. Практически каждый десятый экономически активный амурчанин (имеющий работу. — Прим. АП) выбирает наш банк. По объему вкладов населения в августе мы перешагнули отметку в 4 миллиарда рублей и на рынке Приамурья входим в число лидеров среди банков. Дело, думаю, не только в том, что у нас государственный банк, или в том, что проценты хорошие, есть и привлекательные ставки в других организациях. Просто мы стараемся работать так, чтобы клиент чувствовал внимание к себе, видел в сотруднике банка профессионала, помогающего сделать правильный выбор в многообразии услуг. Вообще банковское дело, уверен, основывается на доверии, и если оно не исчезает в момент встречи специалиста с клиентом, то он будет верен банку долгие годы.

Генеральная лицензия Банка России № 3349 (бессрочная)

На правах рекламы