Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Иной раз направят подразделение, к примеру, уголь побросать, — все упираются, пашут, пыль глотают, а художник наш — Серега Капитонов — сидит себе в теплом уголке и дембельский альбом дедушке разрисовывает. Да не просто карандашами там чиркает и дефицитным по тем временам фломастером — нет! Он сначала эскизы тому на утверждение готовит, варианты разные прибрасывает, и уж потом… А дедушка его за это от злобного сержанта оберегает. Крышует, как сейчас говорят.

А то придумает главное политуправление какой-нибудь кустовой семинар передовиков Вооруженных сил, соберут из разных воинских частей тех, кто ни разу на самоволке или сне на посту не попадался — тут Сереге ночами бдеть: наглядную агитацию в срочном порядке рисовать-клеить, лозунги писать всякие, цитаты из Брежнева…

Зато по окончании совещания — ему отпуск внеочередной: домой сгоняет, продуктишек лакомых привезет… В общем, лафа.

Времена же, как вы поняли после упоминания фамилии Брежнева, были очень идеологизированными. На политзанятиях строго конспектировались малопонятные и совсем в армии не нужные работы В. И. Ленина, личный состав должен был назубок знать ФИО членов Политбюро ЦК КПСС и руководителей стран — участниц Варшавского договора.

И вот прибыл в нашу часть новый начальник политотдела. Не откуда-нибудь — из самого Ленинграда! То ли за провинность какую слетел в заштатный городишко Уссурийск, то ли за званием очередным приехал — история умалчивает, но только так рьяно взялся за превращение части в центр политпропаганды и агитации, что даже сам, наверное, поверил в то, что коммунизм действительно может наступить!

И зачесалось ему поставить возле штаба огромный плакат с Лениным, аккурат ко дню рождения Владимира Ильича, и пообещал он Капитонычу ранний дембель, если тот успеет в срок. Серега успел. Пахал, как раб на галерах! Исхудал! За основу взял известное полотно, на котором вождь мирового пролетариата в сопровождении военачальников обходит строй красноармейцев в преддверии парада. Ленин получился — как живой! Казалось, еще мгновение — и с картины сойдет. Вот какой мастак был Серега!

Ну и буквально сразу после торжественного построения, проведенного 22 апреля, подхватил он свой дембельский чемоданчик и нырнул в гражданскую жизнь. Чуть ли не на месяц раньше других дембелей! Начпо слово сдержал… И шепнул Серега перед уходом, чтобы повнимательнее мы на картину посмотрели. Мы и посмотрели... Из-за правого плеча Ленина на нас смотрел сам начальник политотдела, — если что и отличало, так это бородка клинышком. А еще в ряду красноармейцев стоял наш комполка и рядом с ним — сам Серега. И физиономия такая хитрющая! Ходить возле штаба стало веселее.