Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (28936) от 26 ноября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
3 декабря 2020,
четверг

«Не поощряйте детей деньгами за успехи в учебе»

Советы родителям пятиклассников дает детский психолог

Общество

Несколько учителей вместо одного, кабинеты на разных этажах и большой объем знаний, который нужно усвоить, — вот что пугает пятиклассников. Еще вчера они были малышами под крылом любимой учительницы, а теперь им приходится привыкать к самостоятельности. Как помочь ребятам преодолеть этот сложный рубеж и освоиться в новой обстановке — АП рассказала психолог третьей детской городской поликлиники Благовещенска Кристина Бондарева.

«Не поощряйте детей деньгами за успехи в учебе» / Несколько учителей вместо одного, кабинеты на разных этажах и большой объем знаний, который нужно усвоить, — вот что пугает пятиклассников. Еще вчера они были малышами под крылом любимой учительницы, а теперь им приходится привыкать к самостоятельности. Как помочь ребятам преодолеть этот сложный рубеж и освоиться в новой обстановке — АП рассказала психолог третьей детской городской поликлиники Благовещенска Кристина Бондарева.

От эйфории к равнодушию

Переход ребят из начальной школы в среднюю — сложный и важный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Обычно процесс привыкания у пятиклассников длится около двух месяцев. Как он проходит, можно сразу увидеть и почувствовать. Первые две-три недели после каникул для ребятни — эйфория, детям все интересно, они соскучились друг по другу, хвалятся новыми вещами, книгами и гаджетами. Следующие две-три недели — разочарование. Вместо одного учителя — педагогов несколько, дети изучили расписание, и серые будни им уже немножко наскучили. На третьем этапе приходит стабильность, ребенок привыкает к нагрузке, своим учителям, материал уже не так сложно ими воспринимается.

В процессе всех этих уровней можно понять, насколько хорошо пятиклассник адаптируется. Если он быстро устает, плохо ест и спит, тревожится без явных на то причин или, наоборот, слишком суетится, избегает разговоров о школе — насторожитесь, это первый звонок о том, что адаптация протекает медленно либо затруднена. И, возможно, требуется помощь детского психолога. К слову сказать, к новым условиям тяжелее привыкают медлительные и малообщительные дети — в отличие от своих коммуникабельных сверстников, которые рады быстрее повзрослеть.

Период адаптации напрямую зависит от темперамента ребенка. Общительные и активные дети его проходят быстрее.

Остались без помощи

Причин дезадаптации у ребят-пятиклассников несколько.

Во-первых, это смена одного учителя несколькими педагогами. Уходит «вторая мама», а новый классный руководитель не может дать всем детям столько внимания, сколько давал прежний, единственный педагог.

Во-вторых, идет большой поток информации, а после лета дети еще расслаблены и плохо ее воспринимают.

И, в-третьих, срабатывает привычка к контролю. В начальных классах учитель один, он подходит к каждому ребенку, знает, в каких направлениях с ним работать, контролирует ситуацию. А в средних классах, когда учителей много, они видят ребенка только со стороны профиля своего предмета. Поэтому контроля как такового нет. И привыкшим к помощи деткам приходится трудно — они остаются без поводыря.

Процесс привыкания к учебе и новым педагогам у пятиклассников занимает около двух месяцев.

Советы родителям пятиклассников

Разговаривайте с ребенком. Очень важно спрашивать: «Как дела в школе? Что сегодня изучали? Что ты делал на переменах?». То есть всячески интересоваться каждым прожитым школьным днем, но не назойливо, чтобы ребенок не думал, что это допрос, превратите разговор в дружескую беседу, вспоминайте смешные моменты.

Интересуйтесь у учителей, как ведет себя ребенок на уроках, какими они видят его способности в своей области. То есть собирайте мнения учителей о способностях ребенка, характере, чтобы вовремя увидеть слабые стороны и не упустить своего чада.

Изучите программу, по которой обучается ваш ребенок. Чтобы разбираться, какая у него нагрузка, на что она направлена. Узнайте квалификацию учителей — немаловажно, насколько они профессиональны. Кстати, родители пятиклассников часто просят о том, чтобы учителя-предметники на своих первых уроках делали самопрезентацию — рассказывали о себе, своих увлечениях, достижениях, семье и домашних животных. Это позволит детям быстрее адаптироваться в средней школе. Еще неплохо, по мнению мам и пап, ввести дресс-код для педагогов.

Помогите ребенку почувствовать интерес к учебе. Понаблюдайте за сыном или дочерью, что они любят. Если, например, сын любит смотреть кино, можно прочитать книгу об этом фильме. То есть приучить ребенка к чтению через его любимое дело. Если любит играть — используйте игровую форму при подготовке домашних заданий.

Найдите к ребенку подход, больше давайте любви в этот сложный период. Обязательно хвалите свое чадо. Недопустима критика в адрес ребенка в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Но при этом никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка, тем более не делайте поспешных выводов. Прививайте уважительное отношение к старшим. Ведь нормы морали и культуры все‑таки закладываются в семье, а потом уже в школе.

Поощряйте ребенка за успехи в учебе эмоционально, а не материально. Большая ошибка многих родителей в том, что они мотивируют ребенка деньгами. В частности, обещают что‑нибудь купить, если он будет хорошо учиться. Мотивацию лучше переводить на эмоции — сходить в кино, съездить на турбазу, устроить семейный праздник. Например, была очень важная контрольная или выступление ребенка, а потом вы пошли гулять по набережной или в городской парк, приятно вместе провели время.

Развивайте у ребенка самоконтроль, поднимайте самооценку. Предоставляйте ребенку больше свободы при подготовке домашних заданий. Хвалите за креатив и нестандартное мышление. Не ругайте за плохие отметки, в противном случае дети станут хитрить и обманывать, а вы потеряете их доверие.

Родители пятиклассников просят, чтобы учителя-предметники на своих первых уроках делали самопрезентацию — рассказывали о своих увлечениях, достижениях, семье и домашних животных. Это позволило бы детям быстрее адаптироваться в среднем звене. 

Что должно насторожить в детях:

 усталый, утомленный внешний вид ребенка;

 трудности утреннего пробуждения, вялость;

 постоянные жалобы на плохое самочувствие;

 беспокойный сон, аппетит, апатия;

 нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне в школе;

 стремление переключить внимание на другие темы;

 нежелание выполнять домашние задания;

 негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

 жалобы на события, связанные со школой.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Козерогов ждут творческие победы, а Тельцов — прогулка по парку: гороскоп на 3 декабряСоветы
ВТБ обновил платформу небанковских сервисов для предпринимателейЭкономика
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлится в России до конца 2021 годаЭкономика
Завершилась реконструкция трассы «Лена» в районе перевала Ольдогой в Тындинском районеЭкономика
Жители Зеи и Архары пожаловались губернатору на холодные батареиОбщество
13 автомобилей для коммунальщиков уехали в районы Амурской областиОбщество

Читать все новости

Общество

Самый крутой фейерверк планеты и самая популярная белка из Тынды: утро с «Амурской правдой» Самый крутой фейерверк планеты и самая популярная белка из Тынды: утро с «Амурской правдой»
Жители Зеи и Архары пожаловались губернатору на холодные батареи
Детский технопарк «Кванториум» из Свободного стал призером по виртуальной реальности на ДВ
13 автомобилей для коммунальщиков уехали в районы Амурской области
В Амурской области на вертолете санавиции перевезли 50 человек с подозрением на COVID-19
Система Orphus