Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

От эйфории к равнодушию

Переход ребят из начальной школы в среднюю — сложный и важный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Обычно процесс привыкания у пятиклассников длится около двух месяцев. Как он проходит, можно сразу увидеть и почувствовать. Первые две-три недели после каникул для ребятни — эйфория, детям все интересно, они соскучились друг по другу, хвалятся новыми вещами, книгами и гаджетами. Следующие две-три недели — разочарование. Вместо одного учителя — педагогов несколько, дети изучили расписание, и серые будни им уже немножко наскучили. На третьем этапе приходит стабильность, ребенок привыкает к нагрузке, своим учителям, материал уже не так сложно ими воспринимается.

В процессе всех этих уровней можно понять, насколько хорошо пятиклассник адаптируется. Если он быстро устает, плохо ест и спит, тревожится без явных на то причин или, наоборот, слишком суетится, избегает разговоров о школе — насторожитесь, это первый звонок о том, что адаптация протекает медленно либо затруднена. И, возможно, требуется помощь детского психолога. К слову сказать, к новым условиям тяжелее привыкают медлительные и малообщительные дети — в отличие от своих коммуникабельных сверстников, которые рады быстрее повзрослеть.

Период адаптации напрямую зависит от темперамента ребенка. Общительные и активные дети его проходят быстрее.

Остались без помощи

Причин дезадаптации у ребят-пятиклассников несколько.

Во-первых, это смена одного учителя несколькими педагогами. Уходит «вторая мама», а новый классный руководитель не может дать всем детям столько внимания, сколько давал прежний, единственный педагог.

Во-вторых, идет большой поток информации, а после лета дети еще расслаблены и плохо ее воспринимают.

И, в-третьих, срабатывает привычка к контролю. В начальных классах учитель один, он подходит к каждому ребенку, знает, в каких направлениях с ним работать, контролирует ситуацию. А в средних классах, когда учителей много, они видят ребенка только со стороны профиля своего предмета. Поэтому контроля как такового нет. И привыкшим к помощи деткам приходится трудно — они остаются без поводыря.

Процесс привыкания к учебе и новым педагогам у пятиклассников занимает около двух месяцев.

Советы родителям пятиклассников

Разговаривайте с ребенком. Очень важно спрашивать: «Как дела в школе? Что сегодня изучали? Что ты делал на переменах?». То есть всячески интересоваться каждым прожитым школьным днем, но не назойливо, чтобы ребенок не думал, что это допрос, превратите разговор в дружескую беседу, вспоминайте смешные моменты.

Интересуйтесь у учителей, как ведет себя ребенок на уроках, какими они видят его способности в своей области. То есть собирайте мнения учителей о способностях ребенка, характере, чтобы вовремя увидеть слабые стороны и не упустить своего чада.

Изучите программу, по которой обучается ваш ребенок. Чтобы разбираться, какая у него нагрузка, на что она направлена. Узнайте квалификацию учителей — немаловажно, насколько они профессиональны. Кстати, родители пятиклассников часто просят о том, чтобы учителя-предметники на своих первых уроках делали самопрезентацию — рассказывали о себе, своих увлечениях, достижениях, семье и домашних животных. Это позволит детям быстрее адаптироваться в средней школе. Еще неплохо, по мнению мам и пап, ввести дресс-код для педагогов.

Помогите ребенку почувствовать интерес к учебе. Понаблюдайте за сыном или дочерью, что они любят. Если, например, сын любит смотреть кино, можно прочитать книгу об этом фильме. То есть приучить ребенка к чтению через его любимое дело. Если любит играть — используйте игровую форму при подготовке домашних заданий.

Найдите к ребенку подход, больше давайте любви в этот сложный период. Обязательно хвалите свое чадо. Недопустима критика в адрес ребенка в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Но при этом никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка, тем более не делайте поспешных выводов. Прививайте уважительное отношение к старшим. Ведь нормы морали и культуры все‑таки закладываются в семье, а потом уже в школе.

Поощряйте ребенка за успехи в учебе эмоционально, а не материально. Большая ошибка многих родителей в том, что они мотивируют ребенка деньгами. В частности, обещают что‑нибудь купить, если он будет хорошо учиться. Мотивацию лучше переводить на эмоции — сходить в кино, съездить на турбазу, устроить семейный праздник. Например, была очень важная контрольная или выступление ребенка, а потом вы пошли гулять по набережной или в городской парк, приятно вместе провели время.

Развивайте у ребенка самоконтроль, поднимайте самооценку. Предоставляйте ребенку больше свободы при подготовке домашних заданий. Хвалите за креатив и нестандартное мышление. Не ругайте за плохие отметки, в противном случае дети станут хитрить и обманывать, а вы потеряете их доверие.

Родители пятиклассников просят, чтобы учителя-предметники на своих первых уроках делали самопрезентацию — рассказывали о своих увлечениях, достижениях, семье и домашних животных. Это позволило бы детям быстрее адаптироваться в среднем звене. 

Что должно насторожить в детях:

 усталый, утомленный внешний вид ребенка;

 трудности утреннего пробуждения, вялость;

 постоянные жалобы на плохое самочувствие;

 беспокойный сон, аппетит, апатия;

 нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне в школе;

 стремление переключить внимание на другие темы;

 нежелание выполнять домашние задания;

 негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

 жалобы на события, связанные со школой.