• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

В ожидании вторых рук

Стиральная машинка-автомат, электрическая беговая дорожка, детские ходунки, мужские дубленки, чайный сервиз и даже ручной миксер из прошлого века — ассортимент магазина «Комиссионка» пестрит разнообразием классической барахолки образца советской эпохи, когда продавать и покупать ненужные вещи было в порядке вещей. В заполненном до отказа зале висит объявление: «Прием товара на комиссию временно не производится». На носу смена сезона. А может быть, желающих купить товар с чужого плеча пока меньше, чем желающих его продать? 

— Есть у нас покупатели, как же иначе? — убедительно говорит женщина за прилавком. — Думаете, мы бы работали, если бы никто ничего не брал? Есть много людей, которым дорого покупать вещи в обычных магазинах. Они приходят к нам. 

3 магазина в Благовещенске принимают на комиссию вещи, бывшие в употреблении

Одеваться на вторичном рынке или месяцами копить на пару понравившихся туфель — каждый взрослый может решать самостоятельно, но с детьми такой фокус не пройдет. Дети растут, и обновлять гардероб для них приходится чуть ли не ежемесячно. Комиссионный магазин в таких случаях может стать существенным подспорьем, особенно во время нестабильности курса валют. 

— В детских магазинах очень сильно выросли цены, — отмечают владельцы комиссионных магазинов. — Коснулось это и крупных супермаркетов, которые всегда пользовались славой недорогих. Многие мелкие магазины из-за роста курса доллара и юаня не выдержали конкуренции и закрылись. Ведь цена в них напрямую связана с закупочной, которая в свою очередь у нас в Приамурье зависит в основном от юаня. Родители же, особенно молодые, одинокие и многодетные бьют тревогу — новая одежда и обувь стала не по карману. Для таких и существует комиссионный магазин. 

Новое, но дешевое 

Ценник на детские вещи б/у, как правило, находится в рамках от 100 до 700 рублей. Однако часть ассортимента стоит дороже. Стенд с демисезонной и зимней одеждой заполнен комбинезончиками по цене от полутора тысяч и выше. На других стендах — вешалки с платьицами, сарафанчиками, брючками — новыми, с ярлыками. Они тоже несколько дороже, чем бывшие в употреблении, но до обычного магазина по цене недотягивают. 

— Эти вещи к нам приносят те самые магазины, которые сворачивают свой бизнес, — поясняет администратор детского комиссионного магазина «Маловато стало». — Они рады возможности сдать товар на комиссию и выручить хоть какие-то средства. По правилам мы принимаем у них вещи по цене ниже рыночной. 

К слову, немало новой мужской и женской одежды висит и в «Комиссионке» — ее также через магазин «вторых рук» распродают закрывающиеся торговые точки. Часть ценников уже переписана, что говорит о том, что товар прошел дополнительную уценку, а значит, висит не первую неделю. 

5000 вещей может вместить в себя небольшой торговый зал комиссионного магазина

Сколько отделов за последнее время уже прекратили свою работу, продавцы не говорят, но, видимо, процесс имеет немалые масштабы, так как еще одна  «взрослая» комиссионка, которая работает в Благовещенске, специализируется только на торговле новыми вещами. И желающих сдать такой товар немало. 

— Людям неинтересно покупать то, что уже кто-то носил, — уверены сотрудники магазина «Подари жизнь вещам». — Поэтому мы принимаем только все новое. 

Неликвид — на благие цели 

Если товар залежался в комиссионке, но покупателя так и не нашел, владелец может забрать его назад или отдать на благотворительные цели. У благовещенских комиссионных магазинов, специализирующихся на детском ассортименте, есть договоренности с благотворительными организациями, которые помогают пристроить бэушный товар. 

— Мы несколько лет сотрудничали с одним фондом, который забирал у нас невостребованную одежду, — рассказали в магазине «Детский комиссионный». —  Затем стали отдавать ее в один из детских домов. Для своих воспитанников они эти вещи не могли использовать, ведь им полагается только новая одежда. Поэтому они раздавали нуждающимся семьям, живущим в округе. 

Создать специальную зону для вещей в дар в ближайшее время планируют и в «Маловато стало». Бесплатная, хоть и поношенная одежда в кризис будет очень востребована, уверены здесь. 

— Мы еще не продумали до конца, как построим нашу работу, но точно знаем, что семей, которые отчаянно нуждаются в любой помощи, намного больше, чем можно себе представить, — рассказали сотрудники магазина. — Пока готовились к открытию, изучили массу человеческих историй. Поэтому и бесплатный уголок, и товар по сниженным ценам в нынешней ситуации будут очень актуальны. 

«Плюс» и «Минус» подскажут цену 

Условия, на которых принимают товар, в благовещенских комиссионных магазинах примерно одинаковы. Процент, который взимают с комитента, — 25 —30% от стоимости проданного товара. Это очень демократично, говорят специалисты. В Москве и Санкт-Петербурге средний процент, который берут за свои услуги комиссионки, — 50—60%, и при этом популярность секонд-хендов там велика. 

Стоимость, как правило, определяет хозяин вещи, но работники магазина могут проконсультировать по поводу реальной цены — той, за которую шансы продать товар возрастают. Некоторые даже разрабатывают свою особую систему оценки. 

— И мы, и комитент заинтересованы в том, чтобы товар продался, поэтому стараемся выставлять каждую вещь по реальной цене. В любом случае, по условиям работы комиссионного магазина, она должна составлять не более 50 % от ее рыночной стоимости, — комментирует администратор магазина «Маловато стало». — У нас существует свой гид-прайс, где вещи от комитентов условно распределяют по трем категориям: «Средний минус», «Средний» и «Средний плюс». К первой группе относятся недорогие вещи из дешевых материалов и бюджетный трикотаж, ко второй — одежда из масс-маркетов: средняя по цене и качеству, третья группа — дизайнерская одежда. Принадлежность к группе вкупе с состоянием и процентом износа вещи влияет на ее цену. 

«В прошлом веке в комиссионки ходили богатые» 

Комиссионные магазины в Благовещенске существовали еще в прошлом веке. Правда, по рассказам очевидцев, одна из первых комиссионок советского периода представляла собой не магазин ненужных вещей, а магазин дорогих эксклюзивных товаров, купить которые себе могли позволить только небедные люди. «В конце 40-х мы, будучи детишками, бегали в комиссионный магазин на Островского — Амурской, как на экскурсию, — вспоминает благовещенка Анна Жарова. — Там продавалась роскошная фарфоровая посуда, отрезы дорогой ткани, среди которой был и японский шелк, и ткань, из которой шили военную форму. Натуральные шубы, подсвечники и антикварная мебель — все это в голодные послевоенные годы нельзя было найти в продаже, а обедневшее население доставало свои запасы и сдавало. Конечно, все это стоило больших денег, большинство не могли себе это позволить. Но кто-то покупал, и никто не видел, кто были эти люди».