— Такие звонки, с просьбой забрать книги, поступают к нам довольно часто, — рассказала заместитель директора главного книгохранилища Приамурья Оксана Праскова. — Каждый раз, выезжая на подобные вызовы, ощущаем себя больше спасателями, а не кладоискателями. Всегда есть страх — вдруг не получится вывезти книги и они погибнут.

Между тем нередко в руки специалистов попадают настоящие книжные раритеты, которые по разным причинам перестали быть нужны своим прежним хозяевам.

— Часто люди отдают достаточно редкие книги, в основном издания середины прошлого века, которые сегодня востребованы читателями. Иногда удается восполнить лакуны (пропуски) в собраниях сочинений авторов. Так, совсем недавно, благодаря такому книжному пожертвованию, у нас появилось полное собрание сочинений Тараса Шевченко, — продолжила Оксана Сергеевна. — Какие открытия нас ждут сегодня — пока неизвестно.

Уже на месте выяснилось, что огромная библиотека щедрого благовещенца действительно требовала немедленного спасения — несколько последних месяцев она томилась в темном и сыром гараже. «В таких помещениях и влажность повышенная, и перепады температуры, может появиться плесень, а такие книги не идут в фонды, потому что могут заразить других бумажных собратьев», — волновались библиотекари.

 Грустный хозяин книг Павел, попросивший не упоминать его фамилии, встречал спасательную экспедицию возле гаража.

— Обстоятельства так сложились, что из квартиры книги пришлось унести, а хранить их негде, — вздохнул он. — С болью в сердце расстаюсь с ними. В основном все книги хорошие — эту библиотеку еще мой дед собирать начал.

Во время погрузки библиотекари обратили внимание, что у некоторых экземпляров необычный — не заводской переплет.

— Мой дед занимался переплетом дома, — пояснил мужчина. — Во времена, когда книги было сложно достать, он выписывал много литературных журналов, после чего аккуратно их переплетал. Благодаря такому переплету хорошо сохранились журналы «Роман-газета», «Иностранная литература», в которых печатались самые актуальные произведения, которые в виде книг достать было невозможно.

— Посмотрите альманах «Приамурье мое» за 1970 год! Это просто находка! Краеведческая литература — первое, что мы отбираем. Это самый драгоценный фонд, — восторженно всплеснула руками Оксана Праскова. — У нас, конечно, все выпуски есть, но тираж маленький был, некоторые выпуски у нас сохранились в единственном экземпляре, с которым можно познакомиться разве что в читальном зале. А вот полное собрание сочинений Пушкина и Толстого!

«В последнее время часто просят прислать художественную и специальную литературу амурские тюрьмы, мы им тоже не отказываем», — отмечают библиотекари.

Впереди у книжных спасителей много работы — первым делом все книги нужно отмыть и высушить.

— Все томики переберем — отложим то, что пойдет в фонды библиотеки, но уже сейчас можно сказать, что в пыльном гараже сегодня отыскали настоящий клад, прежде всего это произведения амурских авторов, краеведческие издания, очень много классической литературы. Есть отраслевые книги 60-х годов, такие как «Военная хирургия» — это вообще драгоценные книги.

После того как издания приведут в порядок, их распределят: что-то пойдет в фонд научной библиотеки, что-то пригодится в библиотеках других городов, отберут экземпляры и для свободного книгообмена — таких точек в Благовещенске несколько. «В последнее время очень часто просят прислать художественную и специальную литературу амурские тюрьмы, мы им тоже не отказываем», — добавили на прощание библиотекари-спасатели.

Медицинский привет из прошлого 

Во время разбора книжных завалов из старого шкафа неожиданно выпал резной деревянный ящичек с хитрой застежкой. «Неужели настоящий клад нашли, с золотом и бриллиантами?» — промелькнула у всех неожиданная мысль. Около десяти минут, забыв про работу, хозяин вместе с библиотекарями пытался открыть хитрые засовы. Щелчок — и таинственный ящик открылся.

— Это набор хирурга образца 30-х годов прошлого века — моего дальнего родственника Спиридона Бузумена, — взглянув на находку, сделал вывод Павел. — Он умер примерно в 30-х, а инструменты сохранились, и так, что хоть сейчас иди и аппендицит вырезай!

Блестящие скальпели, иглы, крючки вызвали восторг у библиотекарей, которым владелец и подарил необычную находку.

— Бывает, что в томиках, которые нам отдают, случаются и совсем не книжные находки. Как правило, это открытки, фотографии, письма, находим и деньги, правда чаще всего советские, а такой чемоданчик хирурга — обнаружили впервые, — не смогли скрыть радости хранители фолиантов. — Обычно такие вещи с историей попадают в музей. Любой же книжной выставке добавляет наглядности и весомости, скажем, настоящая чернильница, старинная чайная пара или часы. Этот же хирургический набор украсит любую книжную выставку, посвященную истории медицины.