• Фото: portamur.ru

Вопрос задает главная героиня Саша. Вместе с мамой и младшей сестрой они живут в маленькой квартирке в провинциальном советском городке. В Шуру, как ее называют дома, влюбляется чудаковатый и нелепый стоматолог Павел Фарятьев. Он как будто не от мира сего, живет в своих фантазиях, верит в инопланетян и теорию внеземного происхождения человечества. В мире Саши, где все измучены земными проблемами, неустроенностью жизни, теории, или фантазии, Фарятьева тем более выглядят странными.

Одноименная пьеса Аллы Соколовой имеет долгую жизнь на российской сцене. Ее ставили неоднократно, впервые спектакль по ней поставил в 1976 году Сергей Юрский на сцене БДТ. Он же исполнил главную мужскую роль. В роли Любы, младшей сестры Саши, дебютировала молодая Светлана Крючкова. Несколькими годами позже пьеса получила жизнь на экране. Двухсерийный фильм снял Илья Авербах с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым в главных ролях. В современной России пьеса тоже не теряет актуальности и востребована у театральных режиссеров. В конкурсе антреприз «Амурской осени» представлена работа режиссера Родиона Овчинникова. Роли исполнили Татьяна Арнтгольц, Сергей Горобченко, Алена Хмельницкая, Елизавета Саксина.

В этой постановке режиссер помогает зрителю докопаться до сути проблем, глубже понять конфликт с помощью декораций. Сюжет никак не связан с морем, за исключением того, что глава семейства моряк, его почти никогда нет дома. Нет его и в тот момент, когда происходит действие пьесы. Тем не менее на переднем плане сцены, в квартире, стоит штурвал, над кроватью висит рында. В глубине зала натянут не то экран для проекций, не то парус. На экране-парусе в разных сценах появляется море, героини ходят в тельняшках, звучит песня Леонида Утесова «Раскинулось море широко». Неслучайно запевает ее мать. В отсутствии мужа, она полностью взяла на себя роль и капитана, и заодно всей команды их корабля под названием семья. Она ведет корабль по морю жизни, порой больше «вахту не в силах стоять». В одной из сцен мать Саши и Любы и вовсе превращается в бурлака.

— В спектакле много режиссерских находок в использовании декораций. Особенно моря, паруса. Море — это неизвестность, это всегда надежды. В заключительной сцене первого действия герои пошли в неизвестный путь вместе. Это очень символично. Они друг друга поняли и приняли. Море — это и символ семейственности: муж уходит — жена ждет. Здесь много значений. Я увидела в этом все положительное. Я восхищена, как режиссер обыграл декорации, — поделилась своими впечатлениями гость фестиваля, режиссер конкурсного фильма «Клетка» Элла Архангельская.

Каждый герой этой истории страдает от непонимания, каждый мечтает о любви и счастье. Но при этом каждый из них зациклен лишь на своих чувствах — от матери, которую на самом деле не волнуют переживания дочерей (она сама все за них решила: Саша выйдет замуж, пусть даже за нелюбимого, а Люба отправится к родственникам в Одессу) до Фарятьева с его тонкой душевной организацией. Даже он оказывается глух, когда Люба говорит ему о своей любви.

Совсем недавно он готов был на все, чтобы заслужить любовь Саши, а теперь он оказывается встает на ее место. И ему нет дела до чувств влюбленной девушки. Саша оказывается глуха не только к чувствам Фарятьева, но и мамы и сестры. Она убеждает Любу, что они будут жить вместе, обещает совместное счастливое будущее, но тут же забывает обо всем. Символична и финальная сцена: мать читает никому не нужное письмо. Она не замечает, ей и не интересно, куда ушла Саша. Она уже все решила, в ее представлении уже сложилась идеальная картина будущего и не важно, что кроме ее самой такой расклад никого не сделает счастливым. Вряд ли кто-то из героев будет счастлив. Саша ставит неразрешимый вопрос. Даже самые близкие люди не в силах жить и не обижать друг друга.

Прав оказывается Фарятьев, говоря об одиночестве людей: «Мы мучимся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. Помните, как с детства нас учат: «Смотри себе под ноги... Смотри не упади...» Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь. А между тем где-то глубоко в нас живет одно стремление: туда, ввысь, домой!»