фото.Андрей Ильинскийфото.Андрей Ильинский

Шанс для простого человека

— Игорь Сергеевич, споры граждан с властью — ваша специализация, вы занимаетесь этим уже больше трех лет. Что изменилось на практике с принятием нового Кодекса административного судопроизводства?

— Я хочу, чтобы люди четко понимали, зачем эта система нужна. А идея очень проста. Во взаимоотношениях между человеком и государством всегда отсутствует равенство. Всегда! Оно отсутствует и с правовой точки зрения — точку всегда ставит чиновник, если идешь к нему в кабинет с каким-то вопросом, человек зависим от чиновника. И с фактической стороны мы тоже не равны. Решил гражданин обратиться в суд, а многие документы нужно запросить у чиновника — попробуй, получи! Чиновник вообще может на ваше обращение никак не реагировать — такое часто бывает, и доказать что-то гражданину бывает очень сложно.

А Кодекс административного судопроизводства для того и придуман, чтобы выравнять чиновника и гражданина — хотя бы в рамках судебного процесса. Поэтому и сдвинуто бремя доказывания. Я как гражданин ничего доказывать не обязан, кроме одного факта — что нарушены мои права. А это очень просто доказать: я обратился в государственный орган — мне не ответили. Факт нарушения есть. А вот законность своих действий или бездействий чиновник должен доказать сам. Более того, он должен это сделать обязательно — под угрозой судебного штрафа или привода в зал заседания.

Если одна из сторон — а мы сейчас говорим о чиновнике, и он на заседание не явился, хотя суд определил явку обязательной, то судья может вынести штраф. И в этой части по КАС штрафы очень существенные — до 100 тысяч рублей просто за неявку ко мне. Раньше максимальный штраф по ГПК в отношении госсслужащих составлял 1000 рублей. В гражданском судопроизводстве такого нет. Это один момент, второй — КАС прописал принцип активной роли суда. Раньше предполагали, что суд активен, помогает гражданину, а сейчас это открыто провозгласили: есть состязательность процесса при активной роли суда.

12

тысяч гражданских дел рассмотрели амурские судьи в 2014 году и пятая часть из них — около 2,5 тысячи — касалась споров людей с властью

— И в чем проявляется судебная активность?

— Суд уполномочен помочь человеку доказать свою правоту — помочь установить истину в спорном вопросе. Суд теперь вправе не просто истребовать, а даже самостоятельно выявить какие-то доказательства — по своей инициативе, не спрашивая гражданина. Ведь иногда гражданин может даже не понимать, какие доказательства нужны. Иногда человек на процессе может проблему только обрисовать, он не может ее охватить с правовой точки зрения. И представитель с ним приходит такой же — без юридического образования и так же эмоционально начинает обрисовывать ту же проблему. Толку с такого представителя никакого. Поэтому я двумя руками за то, что в спорах с властью гражданина в суде должен представлять человек с юридическим образованием.

Образовательный ценз для представителя

— Между тем правозащитники утверждают, что это «самое страшное нововведение за последнее время» — оно затруднит защиту гражданами своих прав. Даже сами юристы отнеслись к нему неоднозначно. Ведь по многим делам, особенно это касается вопросов градозащиты, борьбы против вырубки лесов и парков, от имени инициативных групп горожан в суде выступают представители общественных организаций без юридического диплома. Теперь они этого права лишились. Многие считают, что это неправильно.

— Я думаю, что делать выводы еще рано — прошел всего месяц. Нужно еще посмотреть, приживется эта правовая новелла либо нет. Вопрос в том, почему она была включена в кодекс. Мы с вами раньше говорили о том, что гражданин и любая власть в своих правах не равны. Со стороны государства в суд, наверняка, придет профессиональный юрист. И даже не один юрист может прийти, а два или три. А с другой стороны — простой человек, которому часто очень сложно отстоять свои права в силу специфики предмета. Поэтому законодатель и сделал шаг в сторону профессионального представительства — представителя с юридическим образованием. Его ввели именно для выравнивания условий защиты гражданина и чиновника.

Здесь еще вот какие моменты надо понимать. Образовательный ценз вовсе не означает, что по КАС не будет законного представительства. Допустим, интересы несовершеннолетних детей в суде, как и раньше, представляют мать, отец или кто-то из опекунов. А вот если я, как совершеннолетний дееспособный человек, обратился в суд, то закон мне предлагает привести с собой профессионального юриста.

— Но у некоторых нет таких денег, чтобы оплатить услуги профессионального юриста?

— Если вдруг нет на это денег, то существует государственная и негосударственная система оказания бесплатной юридической помощи. В том числе и адвокатская палата Амурской области совершенно бесплатно такую помощь оказывает. Поэтому для малоимущих закон в этой части продуман.

— А для других?

— И для всех остальных граждан требование, чтобы их представляли в суде профессионалы от юриспруденции, — это тоже шаг вперед. Вот вы говорите, что есть правозащитники, которые не имеют юридического образования, но они сведущи в решении каких-то вопросов. Но согласитесь, что это разговор примерно в той же плоскости, если бы мы говорили о медиках и знахарях. Вот вы кому доверите свою жизнь?

Обиженный платит дважды

— Интернет пестрит заголовками типа «Обиженный платит дважды», ведь КАС ввел норму, по которой все судебные издержки должна возмещать проигравшая сторона. Люди переживают, что судебные тяжбы с властями станут для них слишком затратными. Это может отбить охоту у простых граждан жаловаться на власти.

— Это заблуждение, потому что судебные издержки применительно к такого рода делам остались такими же, какими они были до 15 сентября. Это государственные пошлины, вызовы свидетелей, приглашение представителей, которые объективно важны для процесса. Такие случаи редко бывают, но они бывают. Пошлина составляет 300 рублей. Разве это много?

Электронику отложили на год

— Многих интересует, можно ли подавать документы в суд по электронным каналам — такое нововведение есть в новом кодексе?

— Это, пожалуй, самый популярный вопрос в формате КАС, который мне задают. Да, такая возможность впервые прописана для судов общей юрисдикции в новом законе — раньше это было возможно только для арбитража, но не в таком объеме. КАС предполагает полноценный электронный документооборот — подачу заявления и потом еще получение решений и других документов, исходящих от судов, по электронной почте, чтобы упростить жизнь всем участникам споров. Но беда в том, что судов общей юрисдикции очень много — только районных судов в стране порядка 2,5 тысячи и обеспечить полноценно электронный документооборот быстро не получается. Нововведение отложено до сентября 2016 года — в настоящий момент эти правила не действуют.

Я двумя руками за то, что в спорах с властью гражданина в суде должен представлять человек с юридическим образованием

В русле медиации

— Еще одна новинка КАС — примирительные процедуры. Раньше заключить мировое соглашение между органом власти и гражданином было нельзя, а теперь возможно. А в чем от этого польза простому человеку?

— Я думаю, что это замечательное нововведение. Порой бывает, что пришли в суд представители со стороны гражданина и со стороны государственной власти и выясняется, что в деле не хватает какой-нибудь справки. Возможно, гражданину что-то не разъяснили, что-то не объяснили, ему необходимо обратиться за дополнительной бумагой, но время он уже потерял. Раньше судья не мог предложить примирительные действия, когда одна сторона предоставляет возможность получить какой-то документ, а другая сторона идет тоже на уступки. А сегодня я могу предложить сторонам решить вопрос во внесудебном порядке. Иногда они от претензий отказываются. Очень удобно.

Но есть категория дел, когда никакие уступки сторон невозможны. Например, когда решается вопрос о госпитализации человека в психиатрическую больницу или наркологический диспансер. Здесь важно определиться: нужно человека принудительно туда поместить либо не нужно. Суд проверяет это и принимает решение. И здесь никаких уступок быть не может, даже если гражданин договорится с лечебницей.

Бывает, что представители госорганов приходят и говорят, а вы гражданину подыгрываете. Отвечаю: я не подыгрываю, а его права защищаю. Потому что вы — профессиональный юрист, а он, можно сказать, от сохи пришел

Идете в суд — берите диктофон

С действием КАС суд получил и дополнительные меры процессуального принуждения. Судья может ограничить выступление любого из участников судебного разбирательства либо лишить его слова.

— Применение данной нормы определенно будет иметь неоднозначные оценки со стороны участников процесса, — считают опытные юристы и советуют брать с собой на процесс диктофон. — Поэтому применение сторонами средств аудиозаписи в судебном заседании становится еще более актуальным и необходимым.

Юристов не пускают в процесс?

В социальных сетях некоторые юристы пишут, что их не пускают в процессы, потому что в оформленной еще до 15 сентября доверенности не указаны полномочия представлять именно «административного истца», а не «истца», как было прежде. Видимо, речь о гражданских делах, которые были начаты еще до КАС. "На мой взгляд, это чистейший формализм. Большого значения не имеет, начато дело «до» либо «после» введения КАС, — подчеркнул Игорь Емшанов. — Если из доверенности понятно четко, что это мой представитель, то при соблюдении других условий такой представитель должен быть допущен к процессу. У нас в Благовещенском городском суде железобетонно таких случаев нет. Я это ответственно говорю, как заместитель председателя суда".

Возрастная категория материалов: 18+