Постановщиками четырех сюжетных линий почему-то стали три режиссера — известный по картине «ЖАRА» Резо Гигиенишвили, известный по «Духless» Роман Прыгунов и известный по «Я остаюсь» Карен Оганесян. В послужном списке каждого из них имеются фильмы, о которых лучше не вспоминать ни им, ни Министерству культуры. На этот раз бюджетные деньги не были выброшены в помойку так откровенно — на заоблачные сборы картина, конечно, рассчитывать не может, но зато обойдется без потока разгромных отзывов. Лежащую на поверхности общую идею условности границ и малозначимости денег сценаристы попытались расписать на несколько инструментов: оркестр, конечно, временами серьезно сбивается, но до какафонии дело не доходит. По ходу фильма зрителю придется довольно много смеяться, причем не над тем, над чем смеяться стыдно: удачные ходы, предпринятые создателями картины, главным образом лежат в поле юмора.

Драма дается троице постановщиков с гораздо большим трудом: персонажи местами прорисованы слишком схематично, а событиям недостает силы, чтобы вызвать настоящее сопереживание. Линия о слепой девушке, ставшей объектом спора двух московских мажоров (оказавшихся впоследствии чудо какими парнями), которой выделен красный цвет, способна растрогать разве что в самом начале. Гораздо больше могли бы сделать прекрасные даже в преклонном возрасте Олег Басилашвили и Инна Чурикова, но им досталась наиболее невнятная история: такое ощущение, что сценаристы знали наверняка, только как она должна завершиться. Оставшиеся две сюжетные линии представляют собой чистую комедию, даже когда пытаются доказать обратное. Парадоксально, но лучшим актером в «Без границ» стал представитель одной из них — Александр Паль в роли лейтенанта таможенной службы в московском аэропорту с легкостью затмевает составившего ему дуэт Милоша Биковича («Солнечный удар»). Сербу достался слишком уж очевидный и предсказуемый герой — нападающий российской футбольной сборной, который не попадает по воротам.

Анну Чиповскую в картину вообще позвали ради фамилии на афише, так же как и Равшану Куркову, но если за последнюю не обидно, то звезда «Оттепели» смотрится совсем уж неуместно в роли, больше напоминающей эпизодическую. Нашелся и небольшой и совершенно неважный для сюжета персонаж и для Александра Адабашьяна, который, впрочем, успевает ввернуть пару жизнеутверждающих фраз насчет похоронного дела. Первостепенных героев, может быть, даже слишком много, поэтому второстепенным и вовсе достаются какие-то мимолетные появления на экране. К счастью, в картине не заняты, как это принято в российском смешном кинематографе, веселые и находчивые представители индустрии телевизионного юмора. Благодаря этому настоящим актерам все же удается проявить себя, правда, этого не скажешь о младшем представителе династии Янковских — Иване. Молодому актеру с такой фамилией роль подобного масштаба ничего не прибавит,  особенно, когда есть кому перетянуть внимание на себя.  

Вдоволь напотешавшись над российским футболом (и это в момент очередного-то вставания с колен!), зритель пытается разобраться, почему картина носит то название, которое носит, и что в жизни главное, раз уж не деньги. Заметим, что с футболом все гораздо проще — ему порядком достается, на экране даже материализуется расхожее выражение «я бы лучше сыграл», а завершающая реплика Бишовича «все разговаривают со мной футбольными метафорами» вполне достойна молчаливых аплодисментов. Впрочем, фильм все-таки не об игре в мяч, а об отсутствии границ, которые, в данном случае, никуда не делись. Более того, без них многое бы вряд ли сложилось. Раз за разом пытаясь утвердить вынесенный в название девиз демонстрацией сердечных отношений между представителями разных национальных групп, режиссеры скатываются в некий комплекс, который основательно вредит фильму. То же и с девизом про деньги — им размахивают герои, которые явно в этих самых деньгах никогда особо не нуждались. За ними забавно наблюдать, но вот верить совсем не хочется.

На этом фоне тихая вспышка взаимного чувства между двумя пожилыми людьми, сыгранная мэтрами отечественного кинематографа, выглядит гораздо сильнее, чем готовность некоторых молодых людей прилюдно снимать штаны. Не сумев связать четыре нитки в одну, создатели «Без границ» позволили нам просто отдыхать на одной истории от другой: а то, что все и у всех будет хорошо, все как минимум поженятся, а как максимум — обретут долгожданное счастье на улицах Москвы и просторах Армении, с самого начала понятно. Фильм получился более чем жизнеутверждающий, но не дурацкий, как это часто происходит с чересчур оптимистическими творениями. Более того, в нем никто никому даже почти не угрожает, а те, кто все же себе такое позволяют, отличаются необычайной отходчивостью. Вот и зритель, осознавший, что за стандартные полтора часа российского кино не услышал ни единого выстрела, прощает его авторам недочеты. Деньги — не главное, но все равно приятно, когда их тратят не зря.

Возрастная категория материалов: 18+