• Виктор Цой и Георгий Гурьянов. Фото Ю. Врацких.
  • Так все начиналось… Фото Д. Конрад.
  • Музыка стала смыслом жизни Цоя. Весна 1987 года. Фото Н. Краснопевцева
  • В гостях у Романа Смирнова. С женой Марьяной и Джоанной Стингрей. Фото А. Шанталь-Петтер
  • Фото из личного архива Натальи Разлоговой
  • Фото из личного архива вдовы музыканта Марьяны Цой, которая ушла из жизни летом 2005 года

Родители

Родители Виктора Цоя — Валентина Васильевна и Роберт Максимович —  познакомились в 1960 году, перед Новым годом.

— Встреча произошла накануне 1961 года, — рассказывает Валентина Васильевна Цой. — Я тогда работала учителем физкультуры в поселке Кирилловское под Ленинградом. Роберт приехал с друзьями к моей подруге встречать Новый год. А через три дня уже сделал мне предложение. Я еще подумала: может быть, у восточных мужчин так принято — долго не размышлять перед женитьбой? Мне тогда все девчонки завидовали: «Роберт у тебя красавец — высокий стройный кореец», — говорили они. Но я серьезно к его предложению не отнеслась. Решила: выйду замуж, а если не понравится —  разведусь. При нашей первой встрече Роберт был с гитарой — так она и вошла в наш дом.

В феврале 1961 года молодая пара узаконила свои отношения, а  21 июня 1962 года у Роберта и Валентины появился на свет мальчик. «Витя родился рядом с московским парком Победы, в маленьком двухэтажном зданьице, там сейчас база какая-то, а был родильный дом, — рассказывает Валентина Васильевна. —  Роберт Максимович пришел в роддом и говорит мне: «Назови его Виктором!» Уж не знаю, какая его муха укусила. Я хотела Димой назвать, как-то вроде помягче имя. Но я уступила. Виктор означает «победитель», но он не был победителем в жизни, вперед никогда не лез, был очень спокойный…»

«Япошка»

В детском саду Витя был не слишком активным ребенком — стеснялся своей азиатской внешности, того, как разительно отличался от остальных детей, и даже играл отдельно, предпочитая что-то лепить из пластилина. При этом все время чувствовал повышенное внимание к себе и от этого смущался еще больше. «Я все время боялась, что его побьют, — вспоминает Валентина Цой. — Даже прозвище ему дали — Япошка».

Витя Цой еще больше замыкался в себе… Впоследствии в одном из интервью он говорил:

— В детстве меня дразнили «японцем» —  и я очень обижался. Сейчас мне в голову не придет выяснять, кто по национальности мои друзья. Есть среди них русские, украинцы, евреи, армяне… Но это не мешает нам общаться. Я думаю, вести такой учет просто глупо. Люди не делятся на хороших немцев и плохих французов…

В первый класс Витя пошел в школу, где преподавала его мать. Считается, что Валентина Васильевна искала в ребенке способности и стремилась раскрыть их, старалась воспитывать сына сама и ограждала его от влияний со стороны. По ее словам, она любила читать Виктору книги из серии «Жизнь замечательных людей», хотела заинтересовать тем, как формируются талантливые люди, и таким образом помочь сыну раскрыться. Как известно, именно Валентина Васильевна заметила у сына талант к рисованию и отдала его в художественную школу, где и началось увлечение Цоя рок-музыкой.

Художественный дар

В 1974 году, когда Виктор учился в четвертом классе, родители отдали его в художественную школу «Казанский собор». Уже со средней школы Цой все больше проявлял себя как «гуманитарий»: его интересовали литература и искусство, а точные науки не находили какого-либо интереса и отклика в его душе. В 7-м классе появились тройки, и окончание восьмилетки чуть не стало проблемой. К этому времени Виктор уже решил стать художником, и успеваемость по общеобразовательным предметам перестала его волновать. Первая гитара, подаренная Виктору родителями, появилась в 5-м или 6-м классе. Отец Виктора Роберт Максимович, показав сыну аккорды, совершенно не мог тогда представить, чем впоследствии станет новое увлечение сына. Виктор же быстро освоил гитару и уже в 8-м классе организовывал в школе свою группу. Роберт Максимович вспоминал, что иногда сын  запирался в ванной, где часами мог бренчать на гитаре и «выть» — «напевать юношеским непоставленным голосом какие-нибудь песни». Ломающийся голос походил на девичий, что очень смущало юного музыканта и певца. Сам Виктор Цой рассказывал: «Я не избег общей участи мальчишек моего возраста, охваченных желанием овладеть столь престижным в те годы инструментом…»

Первая группа

Еще в художественной школе Виктор Цой сдружился с одноклассником Максимом Пашковым. Именно в это время образовалась группа, которая чуть позже получила название «Палата № 6». Пашков, игравший тогда лучше Виктора на гитаре, взял на себя роли гитариста и вокалиста, а Цою досталась бас-гитара.

— Мы с Витей были знакомы с детства, лет с двенадцати, — рассказывает Максим Пашков. — Учились в художественной школе на канале Грибоедова — с четвертого по восьмой класс. Правда, мало кто из учеников школы стал художником, но почти все как-бы при искусстве. Мы с Витей ходили в один класс, вместе начали заниматься музыкой, правда, сначала только я хорошо играл на гитаре. Первые два года мы почти не дружили, а потом создали свою группу — тут все началось! Я, собственно, и учил Витю играть. Так как на бас-гитаре всего четыре струны, мы подумали, что для начала Цою будет проще всего освоить ее. Мы купили за 40 рублей в комиссионке бас-гитару. Я уже тогда был профи — лет с семи играл, даже какие-то песенки сочинял.

«Палата № 6» просуществовала достаточно долго, около пяти лет, и стала для Виктора настоящей музыкальной лабораторией.

«Бездельник»

После 8-го класса Виктор поступил в художественное училище им. Серова, в просторечии — «Серовку». И продолжал играть в группе «Палата № 6». Вскоре из-за гонений на рок-музыку Цоя отчислили из училища (официально — за неуспеваемость,) и он устроился штамповщиком на завод, параллельно продолжая учебу в вечерней школе.

— Меня больше расстраивало, когда он вообще не работал, — вспоминает Роберт Максимович Цой.  —  В те времена ведь как было: не трудишься где-то, значит тунеядец, а за это могли и посадить. А Виктор, когда его из художественного училища выгнали «за неуспеваемость», поначалу устроился на завод штамповщиком, но долго там не продержался, а потом два года вообще не работал — лежал на диване. Его знаменитая песня «Бездельник» посвящена именно тому времени. Я тогда очень переживал, а мать как-то спокойно к этому отнеслась, ни разу его не попрекнула. Сказала: «Не хочешь — не работай. Делай то, к чему душа лежит». А душа у него всегда лежала к музыке…

Краснодеревщик

Виктор Цой пошел учиться на краснодеревщика. «Он только-только начал на своей гитарке бренькать, — рассказывает Антон Галин. — Он как раз пошел учиться в какую-то путягу, если я не ошибаюсь. Да, из «Серовки» он отвалил и пошел. Резчиком по дереву. Все хвастался мне. Помню, ходил с ножичком, что-то ковырял, объяснял, что-то резал для нас. Он тогда все время смеялся, говорил: на самом деле я музыку играю, у меня даже группа своя есть».

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Цой заснул за рулем, после чего его «Москвич-2141» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус»

 — Из «Серовки» он перешел в другое училище, менее художественное, но более ремесленническое, на краснодеревщика, — вспоминает Алексей Гурьянов. — Он же очень рано женился, ему надо было независимо существовать, деньги зарабатывать.

Немногим позже, после развала «Палаты», Цой, в то время еще совсем не писавший песен, но очень умело пародировавший советских исполнителей, оказался в компании Андрея Панова — будущего лидера панк-команды «Автоматические Удовлетворители».

— У Цоя, кстати, были хорошие склонности к пародированию, — рассказывает Панов. —   Особенно любил пародировать Боярского. И Брюса Ли, но это уже потом. Но Боярского пародировал лучше всего. Витя же ходил в театры, знал весь его репертуар, все его песни. Ему очень нравилась его прическа, его черный бодлон, его стиль. Цой говорил: «Это мой цвет, это мой стиль». И действительно, знал и исполнял репертуар Боярского очень неплохо.

«Молодая шпана»

Чуть позже на одной из тусовок в квартире Панова Цой познакомился с Алексеем Рыбиным — «Рыбой», с которым он сблизился после распада группы «Палата № 6». Еще больше Виктора и Алексея сплотило совместное участие в исторической поездке «Автоматических Удовлетворителей» на подпольных концертах, устроенных Артемием Троицким в столице, в далеком 1981 году. Исполненная Цоем песня так подействовала на Троицкого, что тот потом везде о ней рассказывал, в том числе сообщил и Борису Гребенщикову, предрекая: «Вот та молодая шпана, что сотрет вас с лица земли»…До создания группы «Кино» оставалось совсем немного…

«Кино»

С названием «КИНО» связано много разнообразных легенд. Алексей Рыбин утверждает, что название «КИНО» пришло после того, как они с Цоем провели целый день за перебиранием всевозможных слов. Толкового на ум ничего не приходило — рассматривались даже «Ярило» и «Пионеры». В итоге внимание ребят, шагавших по Московскому проспекту, привлекла надпись «КИНО», одиноко светившаяся на крыше кинотеатра «Космонавт». Она-то и стала ключевой. «Во всяком случае, ничем не хуже «Аквариума» — решили Цой с Рыбиным, и группа обрела знаковое имя.

Весной 1982 года группа «КИНО» с помощью музыкантов группы «Аквариум» начала записывать свой первый альбом — «45». В это же время Цой познакомился с молодой художницей Марьяной. Она стала Виктору подругой, полноценной участницей группы в качестве гримера и костюмера, а впоследствии женой и матерью единственного сына Александра.

— Они встретились на вечеринке наших общих друзей, — рассказывает в книге Алексей Рыбин. — И все — попали! Это была любовь — большая и настоящая. Я даже немного завидовал, что им повезло испытать такое сильное чувство. Марьяна Витю во всем поддерживала. Цой, конечно, состоялся бы и без нее, только его путь на сцену был бы гораздо длиннее. И сына они родили в любви и счастье…

Возрастная категория материалов: 18+