Чей бизнес похоронил интернет

АП выяснила, кого разоряют виртуальные продавцы, а кому — помогают выжить и заработать

«Им бы всем компьютеры взять и отключить», — грустно шутят хозяева отделов одежды в благовещенских торговых центрах. Кажется, интернет-магазины вбили последний гвоздь в умирающий бизнес местных продавцов брюк, платьев и юбок. Впрочем, жить без оглядки на Всемирную паутину теперь не может себе позволить никто из предпринимателей. Как интернет разоряет и поднимает бизнес, за счет чего выживают местные  коммерсанты и какую часть покупателей откусывают виртуальные продавцы — в обзоре «Деловой среды».

Покупательский спад 

— Я каждый день, выходя на работу, боюсь, что завтра меня выставят на улицу, — тяжело вздыхает продавец одного из отделов торгового центра «Большой Хуафу» Татьяна. Ее переживания обоснованны: наемных работников в торговом центре с каждым месяцем остается все меньше. Хозяева отделов увольняют своих продавцов и сами становятся за прилавок  — платить зарплату кому-либо предпринимателям зачастую просто нечем.

О тучных временах здесь вспоминают с ностальгией, но все понимают: такую прибыль уже не вернуть.

— Я начинала работать продавцом в 1997-м, на Амурской ярмарке, — рассказывает сотрудник другого отдела Надежда. — Тогда у нас зарплаты были в два-три раза выше, чем у бюджетников. Наценку могли позволить себе ставить, как захотим. Бывало, и по 300 процентов накручивали хозяева. Все равно вещи разлетались. Тогда ведь и конкуренции никакой не было — мы да «Хуафу» стояли. А теперь этих центров развелось…

Третий этаж «Большого Хуафу» практически пустой — отделы закрываются из-за слишком низкого покупательского спроса. В отделах говорят — ценники уже стоят на уровне прошлого года. И это при том, что большинство продукции приобретается в Турции, Корее, а значит — за доллары, курс которого значительно поднялся в цене за год. Упадническое настроение во всех отделах. Оптимистичных прогнозов не строит никто.

В основном продавцы и хозяева отделов «Большого» и «Небесного Хуафу» винят кризис, высокие закупочные цены и большую конкуренцию. «У людей нет денег, зарплаты-то у всех упали, — делятся  наблюдениями продажники. — А остатки покупателей растекаются по всем торговым центрам в Благовещенске. В итоге прибыль едва-едва покрывает аренду и себестоимость вещей».

50-70

процентов — на столько упал покупательский спрос в торговых центрах «Хуафу» за последние три года

 — Знаете, куда наши клиенты ушли? А я вам скажу — в интернет! —  у владелицы отдела с молодежной одеждой свой взгляд на источник проблемы. — Мы торгуем уже десять лет. Раньше молодежь потоком шла, а теперь если кто и заходит — в основном люди постарше.  Мы даже начали одежду для женщин среднего возраста закупать.

Хозяйка показывает журнал учета продаж. Еще пять лет назад в день они продавали в среднем по восемь-десять вещей. В выходные доходило  и до 15.

— А сейчас, посмотрите: всю неделю нули, нули, нули. В субботу одну тряпочку продали. О какой прибыли тут говорить можно?! Еле-еле наскребаем на аренду и закупку новой одежды, — вздыхает женщина. — А уходить куда? Весь гараж товаром забит, да и непросто новую работу найти.

Выбор товара, на который сделала ставку хозяйка одежды, сыграл с ней злую шутку. «Мы как рассуждали: женщины покупают в основном одежду по случаю  или по необходимости. А молодежь чаще наряжается и больше денег готова тратить на платья-блузки. Но в итоге молодые и ушли первыми из отделов — в интернет, в дешевые франшизные магазины».

Ощутимый упадок, по наблюдению продавцов одежды, начался примерно три года назад. Народ начал постепенно исчезать из торговых залов. В этом году кризис добил остатки клиентуры. Но на вопрос, что делать дальше, здесь пожимают плечами. «Пока в минус не уйдем — будем тут стоять. А что мы можем сделать?»

На самом деле  под снижение покупательского спроса попала не только одежда. Книги, учебная литература, канцелярия, бытовая химия, мелкая цифровая техника — вот неполный список вещей, которые чаще всего заказывают по интернету. Если крупногабаритный груз, например диван или холодильник,  довольно проблематично заказать и получить у транспортной компании через федеральные интернет-магазины, то компактные и недорогие вещи все больше амурчан предпочитают покупать в режиме онлайн. И пока одни предприниматели опускают руки и надеются на чудо, другие перекраивают свой бизнес, чутко улавливая новые тенденции.

Нос по ветру

Магазин «Буквица» в начале своего существования, 16 лет назад, занимался продажей книг. Сейчас из литературы здесь только узкоспециализированные издания — охрана труда, пожарная безопасность, бухгалтерский учет и тому подобное. Но ни о каком спаде продаж здесь речь не идет.

— Да, изначально мы были больше ориентированы на книги. Но спрос на художественную литературу начал падать. Плюс у нас несколько раз топило подвал. После очередного ЧП руководство решило, что нет смысла восстанавливать эту линию,  нужно активнее продвигать производство печатей, бланков, сувенирной продукции, — рассказывает товаровед «Буквицы» Татьяна. — Сейчас это очень востребованная продукция. Конечно, у нас есть конкуренты. Но кто-то занимается только штампами, например, другие — только бланками. Мы же выигрываем за счет того, что предоставляем клиентам полный пакет услуг — бланки, канцелярия, штемпельная  и сувенирная продукция. К тому же у нас есть выставочный зал, где все образцы можно увидеть, потрогать. В итоге мы наработали большую базу постоянных клиентов и постоянно ее увеличиваем.

Кстати, для «Буквицы» интернет стал не злом, а благом — теперь клиенты из области могут делать заказы, не посещая магазин.

Все в сеть

Пока небольшие книжные отделы закрываются из-за нехватки клиентов, «Большой книжный», несмотря на общую тенденцию падения интереса к печатной продукции, открывает новые магазины.

— Наша сеть имеет отделения практически по всему Дальнему Востоку, не так давно открыли новые магазины в Благовещенске и Белогорске, головной офис находится в Хабаровске, — комментируют в благовещенском «Большом книжном». — Мы следим за тенденциями. Во-первых, у нас есть магазины «Плюшкин» — они нацелены на экономного покупателя. А есть, например, «Пиши-читай» — там продукция и ценник уже для более обеспеченных клиентов.

Тем же, кто не удовлетворился выбором на полках «Большого книжного», на выходе обязательно предложат визитку их интернет-магазина. «Если покупатель не нашел интересующую его книгу, мы предлагаем заказать ее на нашем сайте. И большинство клиентов потом приходят за своим заказам», — резюмируют продавцы.

Виртуальный итог

«Без интернета магазинам сегодня не выжить», — подводит итог один из руководителей сети компьютерных салонов ALG Soft, попросивший не озвучивать его имени.  По его наблюдениям, виртуальные магазины начали составлять конкуренцию реальным в Приамурье лет пять назад. На западе России — раньше.

— Если человек пришел, посмотрел, выбрал товар, а потом ушел и заказал его в интернет-магазине — это проблема не интернета, а продавца. Значит, он  плохо старался, — продолжает мужчина. — Те, кто делает покупки виртуально  — им просто лень идти в салон, можно ведь рассмотреть фото товара на сайтах продавцов, видеообзор на ютюбе, почитать отзывы, сравнить характеристики. И таких людей с каждым годом все больше. Можно просто смотреть, как твои покупатели уходят. А можно сделать, чтобы интернет работал на тебя.

10

процентов клиентов ALG Soft предпочитают покупать технику в интернет-магазине

Несколько лет назад ALG Soft запустил свой интернет-магазин и теперь активно привлекает туда клиентов. Например, за онлайн-покупку можно получить дополнительные бонусы или скидки. Одновременно компания сокращает торговые площади, а значит,  расходы на зарплату, коммунальные платежи и тому подобное. «Интернет-магазины типа «Таобао» или «Алиэкспресс» нам не конкуренты, — уверен собеседник АП. — У нас есть свое преимущество — в случае брака благовещенцам есть куда обратиться с претензией и есть свой сервисный центр. К тому же мы даем гарантию.  Так что в случае неисправности техники клиент защищен».

Спорт в моде, но не в одежде

Продавцы отделов спортивной одежды тоже жалуются на уменьшение продаж. Но, по их мнению, здесь главный виновник — мода. «Вы вспомните, раньше полгорода ходили в «адидасах» и «найках». А сейчас большинство одеваются в стиле кэжуал, — делятся наблюдениями в одном из старейших магазинов брендовой спортивной одежды Благовещенска. — Женской одеждой вообще невыгодно торговать стало, распродаем остатки. Теперь будем только мужскую закупать».

Бизнес, который похоронил  интернет

Для кого интернет действительно стал убийцей —  так это для магазинов проката и продажи фильмов и музыки. В одном из первых благовещенских отделов этой продукции «Голливуд» не скрывают — эта зима может стать для них последней. «В этом году нам исполнилось 14 лет. Раньше было пять точек, осталась одна. Спад начался давно, но еще три года назад мы готовы были работать. Теперь руки просто опускаются», — комментирует руководитель «Голливуда» Яна Свигачева.

Итог каждого месяца в лучшем случае ноль, но и этот уровень, скорее всего,  не удержать. «Есть надежда на изменение законодательства, что правительство сумеет пресечь работу пиратских сайтов. Но это очень призрачно, — признается женщина. — Зиму мы еще проработаем. А потом…»

А вот продажа дисков-болванок, которые, кажется, должны уже кануть в Лету вслед за дискетами, еще держится на плаву. «Мы занимаемся продажами чистых CD уже лет пять. Но это не единственный наш товар, занимаемся еще системным обеспечением и системами отопления. Когда начинали, хотели продвигать продажу болванок,  потом поняли — спроса особого на них не будет, — рассказывают продавцы. — Есть определенный круг покупателей — студенты, люди, работающие с компьютерами. И он останется, пока цена на флешку не сравняется с диском. Ведь болванку можно подарить, записать на нее фильм у друга и забрать с собой, сохранить важную информацию. Флешки же пока слишком дороги, чтобы оставлять на них записанную информацию навсегда».

Кому с интернетом жить хорошо

На волне вседоступного интернета в Благовещенске появились пункты выдачи федеральных интернет-магазинов. Вообще удаленные покупки — не новость даже для далеких от столицы амурчан. В девяностые заказы по почте отправляли многие. Вот только посылок зачастую недожидались. Или получали не то, что заказывали. Печальный опыт сделал черную рекламу для виртуальных супермаркетов. Но владельцы этих магазинов не собирались упускать своего покупателя.

Три года назад в Благовещенске открылся пункт выдачи интернет-магазина OZON.ru. Это один из самых известных и крупных в России интернет-супермаркетов. Здесь продается все — от подушек, парфюмерии и носков до авиабилетов, ювелирных украшений и медицинской техники.

— Раньше люди с подозрением относились к удаленным покупкам — спасибо лохотронам из девяностых, — рассказывает один из сотрудников благовещенского пункта выдачи «Озон», попросивший не называть его имени. — Но это на самом деле моветон — требовать оплату вперед покупки. Весь мир давно сначала получает товар, потом открывает кошелек.

Проблем добавляла и «Почта России», регулярно теряющая, ломающая или просто задерживающая посылки. В итоге «Озон» начал открывать по всей России свои пункты выдачи и самостоятельно отправлять грузы. Дошла очередь и до Благовещенска.

— Клиентов немало, и год от года поток растет, — рассказывает собеседник. — Самое главное — человек сначала получает вещь, осматривает ее, и только потом, если согласен,  оплачивает товар.

Традиционную торговлю виртуальные продавцы не убьют —  у людей остается предубеждение о покупке «кота в мешке»

В неделю благовещенский пункт выдачи «Озон» выдает от 200 до 400 заказов, в предпраздничные дни показатель вырастает вдвое. Риск того, что покупатель откажется от товара и его придется возвращать на склад (то есть терять дополнительные деньги на перевозке), интернет-магазин снижает специальными акциями. Например, предоплата может гарантировать бесплатную доставку или дополнительные бонусы. Кстати, даже купленную вещь можно вернуть по гарантии, заверили в «Озоне». Брак отправляется к экспертам, а решение, как правило, выносится в пользу покупателя и деньги возвращают.

Не хуже обстоят дела с продажами и у другого известного виртуального продавца — книжного интернет-магазина Labirint.ru, также открывшего пункт выдачи в Благовещенске три года назад.

— Мы сотрудничаем практически со всеми школами, родительскими комитетами. Тенденция к росту — налицо, планируем расширять сеть пунктов выдачи в Амурской области, — рассказали в местном представительстве «Лабиринта». — На первом месте по популярности учебная литература, затем — детская, потом — художественная и узкоспециализированная. И хотя мы нигде, кроме интернета, не даем рекламы, новые клиенты появляются регулярно.

Болевая точка

Виртуальным супермаркетам не нужно заморачиваться с поиском помещений для торговли, выкладкой товара, зарплатой продавцам. Но и у них есть своя ахиллесова пята — доставка.

— Услугами «Почты России» пользоваться невыгодно — они зачастую не могут выдержать гарантированные временные рамки доставки, рассказывает нам собеседник из «Озона». — У клиентов есть выбор: можно подождать две недели — и товар приедет на нашей машине, можно неделю — тогда его привезет самолет. Второй вариант немного дороже, но большинство людей готовы переплатить за ускоренную доставку.

Поэтому, когда начались проблемы с «Трансаэро», подобные пункты выдачи оказались в подвешенном состоянии. Если магазины с реальным товаром могут продержаться за счет имеющихся складов, то пункт выдачи работает только при бесперебойной доставке.

— Сейчас товар приходит в сроки, но во сколько нам в итоге обойдется доставка  — пока неизвестно. Вы же знаете, что ценник на пассажирские авиабилеты вырос. Значит, и перевозка груза станет дороже, — делятся наболевшим в пункте выдачи «Озона». — Раньше тариф был примерно две с половиной тысячи за посылку весом до 30 килограммов. Какие расценки установят новые перевозчики?

С одной стороны, развитие интернет-торговли выгодно для конечного потребителя. Чем меньше звеньев в цепи от производителя к покупателю,  тем ниже наценка. С другой — страдает пополнение бюджета области. Ведь пункты выдачи арендуют небольшое помещение, количество сотрудников здесь в разы меньше, чем в стандартном торговом зале. Расходы (и, соответственно, отчисления в налоговую) минимальны — в основном на транспортировку. В итоге интернет-торговля наглядно показывает, что слишком много людей в России заняты перепродажей друг другу всего подряд. 

Виртуальным супермаркетам не нужно заморачиваться с поиском помещений для торговли, выкладкой товара, зарплатой продавцам. Но и у них есть своя ахиллесова пята — доставка

 «Интернет-торговля — конкурент, а не угроза»

Борис Белобородов, председатель Амурского отделения общественной организации   малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

— Практически все, кто занимается торговлей и не имеет своего сайта, задумываются сегодня об открытии интернет-магазина. Это касается, конечно, не всех сфер. В основном это общепит, продукты, вещи и услуги. Интернет-торговля появилась потому, что клиентам удобнее и выгоднее покупать товар через сеть. Но говорить о том, что интернет-магазины смогут заменить живую торговлю, преждевременно. Во-первых, это привычно, во-вторых, у людей остается предубеждение о покупке «кота в мешке». И потом, заказать вещь в интернете — это одно, а  прийти в магазин, где можно увидеть и сравнить, пощупать, — это совсем другое. Поэтому традиционная торговля никогда не умрет, интернет становится конкурентом, но выжить полностью традиционную торговлю ему не под силу.

Привет, Китай

Федеральные интернет-магазины — не единственный соперник благовещенских торговцев в борьбе за клиента. Продвинутые пользователи интернета предпочитают максимально сократить цепочку перекупщиков и заказывают товар прямо из Китая. Здесь у покупателя два пути. Первый — сайт Taobao.com. Это интернет-площадка, где может выставить свою продукцию для людей китайский магазин или производитель. А поскольку Китай абсолютный лидер по количеству производственных фабрик, выбор на Таобао практически безграничен.

Но есть и свои минусы. Во-первых, китайский язык. Частично решить проблему поможет встроенный в браузер переводчик. К тому же Тао — внутренняя площадка для продажи в пределах страны. Чтобы получить товар в Благовещенск, необходим посредник. В Приамурье свои услуги по доставке товаров с Таобао предлагают более 20 организаций и частных лиц. Схема работы такая: человек скидывает на электронный ящик ссылку с товаром, пишет, какой размер или цвет (если есть выбор) ему необходим. Русский посредник отправляет заказ китайскому партнеру из Хэйхэ. Тот заказывает товар на свой адрес, а затем перевозит его в Россию. Минимум, который берут за свои услуги посредники — русский и китайский, — по 5 процентов от общей стоимости заказа. Плюс придется заплатить за доставку через таможню — в среднем 250—300 рублей за килограмм. Минусы и риски очевидны — качество и соответствие картинки никто не гарантирует, а обменять товар практически невозможно.

50

амурских организаций и ИП заявили интернет-торговлю как основной вид деятельности, по данным Амурстата.  Еще пять — как один из видов деятельности 

Те, кто готов немного переплатить за гарантию (пусть и не стопроцентную) товара, выбирают на сайте AliExpress.com. Это тоже площадка китайских производителей, но ориентированная на внешнюю торговлю. Поэтому основной язык здесь английский, а доставку гарантируют в любую страну мира. Цена по сравнению с Таобао немного выше, но зато не придется дополнительно платить посредникам и за перевозку через таможню. Товар в основном доставляет «Почта России». Главный плюс — есть система защиты покупателей. Деньги, перечисленные за покупку, продавец получает не сразу, а после того, как покупатель подтвердит получение посылки и будет согласен с ее содержимым. Если же заказчика не устраивает вид, качество или размер товара, он пишет жалобу администрации сайта, прикладывает фото. Специальная комиссия призывает к ответу поставщика. Если тот согласен с претензией, деньги возвращаются сразу. Если нет, и приводит свои аргументы — комиссия сама решает, куда направить деньги за покупку — вернуть покупателю или перевести продавцу. Как правило, дела решаются в пользу покупателей.

Заказать напрямую товар у отечественных поставщиков по оптовым ценам тоже реально — для этого используется система «Совместные покупки». Об особенностях, плюсах и минусах этой схемы мы расскажем в других выпусках «Деловой среды». 

Оборот розничной интернет-торговли в Приамурье (млн рублей) *

Январь — сентябрь 2014 года — 0,9 млн рублей 

Январь — сентябрь 2015 года — 2,6 млн рублей 

За  весь 2014 год — 13,5 миллионов рублей

На данный момент рост  товарооборота местных интернет-магазинов налицо — по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Однако говорит ли это о том, что кризис увел клиентов в Сеть,  эксперты утверждать не берутся. Да и будут ли цифры выигрышными по итогам года — тоже большой вопрос.    

*Источник: Амурстат

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

1. Водитель погиб под колесами собственного грузовика 

2. Тайны продавца пива: «Пробуем каждую партию, а рыбкой закусываем»

3. Новый опрос: как часто вы летаете самолетами? 

4. В Хабаровске медведица вывела медвежат на детскую площадку. Видео 

5. Пятерка самых вредных продуктов